Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
Статья о том, как открыть собственную гостиницу, может быть весьма полезна для тех, кто мечтает о таком бизнесе. Ведь есть множество вопросов, которые надо решить: от выбора организационно-правовой формы деятельности до организации маркетинговой кампании. Поэтому в данной статье мы выделим и опишем несколько этапов, составляющих процесс открытия любой гостиницы.
Первый этап – выбор организационно-правовой формы деятельности. При образовании крупной, в том числе франчайзинговой, гостиницы необходимо создание ООО. Для открытия средств размещения с фондом до 50 номеров обычно ограничиваются оформлением статуса ИП. Если собственник будущей гостиницы уже является индивидуальным предпринимателем, он должен зарегистрировать в налоговых органах соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для гостиницы с рестораном код по общероссийскому классификатору – 55.11, для гостиниц без ресторанов – 55.12.
Второй этап — выбор системы налогообложения. При открытии гостиничного предприятия его владелец может воспользоваться УСН – упрощенной системой налогообложения, что значительно снизит налоговую нагрузку. У ИП есть возможность сочетать УСН и ЕНВД, что особенно актуально для малых гостиниц.
Третий этап – выбор и обустройство помещения. Наиболее приемлемый вариант для небольших отелей — выкуп и перепланировка помещений. Для будущей гостиницы удобнее всего использовать отдельные этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют общие кухни, душевые, прачечные. Хороший вариант для организации отдельно стоящей гостиницы – выкуп особняка, коттеджа. Кроме того, при строительстве, ремонте и оснащении помещений под гостиницу необходимо соблюдение строительных, санитарных, экологических норм и требований безопасности.
Четвертый этап – подбор персонала. Для открытия мини-отеля с фондом до 10 номеров будет достаточно небольшого кадрового состава, для гостиниц большего размера потребуется расширение состава администраторов, горничных, бухгалтерии, отдела бронирования, команды менеджеров, маркетингового отдела и других структур по решению управляющего (владельца отеля).
Пятый этап – организация маркетинговой кампании. На начальной стадии для привлечения клиентов в новую гостиницу подойдет размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В туристических городах эффективной мерой является заключение договоров с турфирмами, что позволит значительно заполнить гостиницу в туристический сезон.
Открытие гостиницы даже мини-формата требует немалых временных и финансовых вложений, которые значительно быстрее окупятся при разумном подходе. Поэтому, тем, кто подумывает об открытии своего небольшого отеля, необходимо все просчитать дважды. Ведь рынок гостиничных услуг насчитывает огромное количество предложений, поэтому конкурировать приходится с многими.
При составлении бизнес-плана для открытия гостиницы необходимо определить концепцию будущего предприятия. Концепция гостиницы включает в себя ряд параметров, таких как статус гостиничного объекта, местоположение, номерной фонд, вместимость и площадь, этажность, штат работников, среднегодовой уровень загрузки, сезонность, цены на проживание и дополнительные услуги.
При разработке концепции гостиницы необходимо учитывать реальную ситуацию на рынке гостиничных услуг и выбирать сегмент, который будет иметь наибольший спрос в данном регионе. Для того, чтобы не ошибиться с выбором формы предприятия, нужно провести маркетинговый анализ, который включает инвестиционную привлекательность рынка, характеристику существующего гостиничного фонда, характеристику спроса, цены на гостиничном рынке и тенденции развития рынка.
Также следует более детально изучить выбранный сегмент гостиничного рынка, количество гостиниц соответствующего статуса на рынке, их географию, набор и представленность услуг и цены на услуги. Для получения данных по конкурентной среде можно обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса.
Адекватный расчет издержек и доходов по сдаче номеров и другим услугам предприятия возможен только с использованием опыта. Для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса следует учитывать специфические показатели, такие как вместимость номерного фонда, сезонность спроса, график работы гостиницы, спрос на дополнительные услуги и план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Если результаты расчетов по бизнес-плану соответствуют ожиданиям, можно переходить к практической реализации проекта. Но на этом этапе нужна предварительная подготовка, а именно – сбор необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Материалы для открытия гостиницы
Для открытия гостиничного бизнеса необходимо получить ряд разрешительных документов и провести оформление сертификата соответствия.
Одним из основных блоков необходимой документации на помещение и земельный участок являются правоустанавливающие документы. Также необходимы свидетельство о регистрации предприятия и постановке на учет в ФНС, а также разрешительная документация на строительство или перепланировку помещения.
Получение разрешения на строительство потребует заявления в органы местного самоуправления с предоставлением кадастровых и ситуационных планов земельного участка, свидетельства о государственной регистрации участка, справки об отсутствии арестов на участок, листа согласований с коммунальными службами, планировочной схемы участка, проекта здания и договора подряда со строительной организацией. Для разрешения на перепланировку необходимо предоставить заявление в органы местного самоуправления с техпаспортом помещения, после чего требуется разработать проект перепланировки, согласовать его с администрацией и получить разрешение на начало работ. После проверки объекта контролирующими органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
Для добровольной сертификации гостиничного бизнеса в России необходим сертификат соответствия с присвоением гостинице категории «звездности». Требования к гостиницам разных категорий прописаны в приказе Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 25 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения...». С сертификатом соответствия можно ознакомиться в одной из местных сертифицирующих организаций. Начиная с 2019 года, гостиницам с номерным фондом более 50 номеров необходимо получать обязательную классификацию, а начиная с 2020 и 2021 года – гостиницам с номерными фондами более 15 и менее 15 номеров соответственно.
Также необходимы лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации. Документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выдаются контролирующими органами по результатам проверок. Также необходимы документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции, разрешение на рекламу и регистрация вывески в органах местного самоуправления.
Важным блоком является пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг). Услуги могут включать коммунальные услуги, вывоз мусора, охрану помещения, инкассацию, проведение работ по дезинсекции и дератизации, техническое обслуживание. Наконец, необходимы документы для внутреннего пользования: перечень предоставляемых услуг, устав предприятия, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схема эвакуации при пожаре, книга отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Советуем обращаться за консультацией по вопросам подготовки документов в налоговую инспекцию, органы местного самоуправления, сервисы «единого окна», предпринимательские объединения и консалтинговые агентства. Ответственное отношение к этому вопросу не менее важно, чем к расчету финансовых показателей нового бизнеса.
После получения всех необходимых документов и выбора помещения, можно приступить к созданию интерьера будущей гостиницы, включая вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Предусмотрительный подход гарантирует положительные отзывы постояльцев и стабильный рост бизнеса.
Фото: freepik.com