Организация расчетов с использованием банковских карт
Большинство российских предприятий выбирают расчеты через банковские карты, однако некоторые пользователи до сих пор сомневаются в удобстве и безопасности этого инструмента оплаты. В данной статье мы расскажем о пластиковых картах, как организовать систему оплаты через них на предприятии, как происходят платежи и что такое банковская услуга эквайринга.
Применение банковских карт в современном мире стало неотъемлемой частью нашей жизни. С каждым годом количество безналичных операций все больше растет и превышает количество операций с использованием наличных денежных средств. Если в 2019 году доля расчетов с использованием банковских карт составляла 76%, то уже в первом квартале 2020 года она выросла до 86%. По состоянию на 1 апреля 2020 года количество пластиковых карт превысило 283 миллиона и достигло исторического максимума. Следовательно, можно смело утверждать, что торгово-сервисным предприятиям выгодно иметь систему расчетов с использованием банковских карт. История использования банковских карт началась далеко в 1949 году, когда в одном из ресторанов Нью-Йорка встретились Альфред Блумингдейл, Фрэнк Макнамара и Ральф Шнайдер. Обсуждение дружеской компании привело к созданию Diners Club - первой массовой платежной карты в мире. Затем этой картой начали оплачивать товары, и возникла возможность для получения наличных с помощью карты. В результате продолжительных банковских 'баталий' за доминирование на рынке, две ведущие международные платежные системы, Visa и Mastercard, вышли на верх. Для потребителя карта - это удобство, безопасность и экономия времени. Но какие же преимущества у карточной платежной системы для владельца магазина, ресторана или другого торгово-сервисного предприятия? Во-первых, карта позволяет увеличить объем продаж, так как клиенты чаще соглашаются на дополнительные траты, когда оплата происходит электронными деньгами, а не наличными. Во-вторых, установка терминала безналичной оплаты помогает привлечь новых клиентов и увеличить контингент. В-третьих, использование карт позволяет сократить издержки на бухгалтерию и обслуживание клиентов, а также сократить затраты на инкассацию и уменьшить риск оплаты фальшивыми банкнотами. Если предприниматель решил организовать расчеты с использованием банковских карт, то для этого ему необходимо установить терминал безналичной оплаты и приобрести соответствующее оборудование. Это позволит ему получить множество преимуществ и повысить прибыль своего бизнеса.
Как внедрить безналичную оплату на предприятии при помощи банковских карт
Процесс использования пластиковых карт состоит из двух основных элементов: владельца карты и коммерческого предприятия, которое предоставляет возможность расплатиться по карте. Чтобы развивать эту систему, нужно, чтобы банки выдавали больше пластиковых карт, а предприятия создавали условия для безналичных платежей.
Правила расчетов по банковской карте на территории Российской Федерации определяются Положением Банка России № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием», принятым 24 декабря 2004 года.
Организация, которая производит расчеты между компаниями и конечными потребителями, называется процессинговым центром. Здесь устанавливается связь между банком, который выпустил карту покупателя, и банком, в котором предприятие имеет свой расчетный счет.
Услуга банка, включающая в себя проведение расчетов, осуществляемых с помощью банковских карт, и операции по выдаче наличных денег держателям банковских карт, называется эквайрингом, а банк, предоставляющий ее, называется эквайрером.
Процесс покупки с помощью карты выглядит следующим образом. Держатель карты, оплачивающий покупку или услугу безналично, получает ее от магазина, ресторана или автозаправочной станции как бы в кредит — деньги не сразу поступают на счет предприятия. Информация об операциях по картам передается в банк компании, и на ее расчетный счет поступает стоимость товаров, проданных по карточкам. Банк предприятия получает эту сумму от банка-эмитента, который списывает ее со счета клиента.
Схема полного цикла системы безналичных платежей включает следующие этапы:
- Покупатель подает в банк заявление об открытии карточного счета и изготовлении пластиковой карты, а также передает поручения на депонирование денежных средств.
- Банк выдает пластиковую карту клиенту.
- Для оплаты покупки или услуги потребитель передает свою карту продавцу.
- Для оплаты товара или услуги потребитель предъявляет карту к платежному терминалу либо вставляет ее в терминал (если карта старого образца и не оснащена чипом). Оборудование считывает данные и отправляет запрос в банк для проверки платежеспособности клиента и получения разрешения на проведение операции. Банк покупателя предоставляет положительный ответ вместе с кодом авторизации или отказ с указанием причины (недостаточно средств, блокировка и так далее). Это занимает несколько секунд.
- Получив разрешение на оплату, представитель предприятия изготавливает слип, то есть специальный чек.
- Товар или услуга условно считаются оплаченными и предоставляются клиенту.
- В банк-эквайрер предъявляются слипы.
- В банк-эмитент передается информация о платежах посредством предъявления слипов.
- Средства списываются со счета покупателя и перечисляются на счет в банк продавца.
- Средства за вычетом комиссии банка-эквайрера зачисляются на счет предприятия.
Чтобы внедрить систему безналичной оплаты на предприятии, необходимо заключить договор с банком-эквайрером или процессинговым центром, которые будут координировать все платежи и предоставлять необходимое оборудование, а также обучение персонала.
Сегодня, в мире современных технологий, возможность безналичной оплаты — один из ключевых успехов любого бизнеса. Популярность банковских карт растет, и недавнее примерение пандемии только укрепило доверие людей к ним. Безналичный расчет стал основным способом оплаты — безопасным и удобным в любых условиях, включая самоизоляцию. Предприниматели включают эквайринг, чтобы не потерять продажи и повысить оборот, привлекая покупателей, предпочитающих бесконтактную оплату.
Фото: freepik.com