Как отслеживать удовлетворенность клиентов: измерения индексов NPS, CSI, CSAT

Как отслеживать удовлетворенность клиентов: измерения индексов NPS, CSI, CSAT

В последние годы в бизнесе стало очевидно, что налаживание долгосрочных взаимоотношений с клиентами имеет большую выгоду, чем работа только с новыми покупателями. Преданные бренду заказчики регулярно приобретают товары или услуги компании, рекомендуют их знакомым и, в конечном итоге, приводят к финансовой прибыли. Более того, у компаний со стабильным процентом лояльных клиентов затраты на привлечение новых значительно снижаются.

Уровень удовлетворенности клиентов — это главный показатель, который указывает, насколько потребители привязаны к компании и продукту. Этот параметр крайне важен для бизнеса, так как имеет прямое воздействие на прибыль. В среднем, основная доля дохода компаний (до 90%) приходится именно на лояльных клиентов, которые составляют только около 15% от общего числа.

Следовательно, для управления лояльностью и удовлетворенностью клиентов необходимо уметь корректно измерять и анализировать эти показатели. Исследования, опросы и интерпретация данных в бизнесе имеют такое же значение, как обследования в медицине. Существует такое понятие, как индекс лояльности или NPS (Net Promoter Score), который вычисляется по простой и универсальной методике. Однако данный индекс не дает полной информации, поэтому его дополняют другими характеристиками. Особенно важна оценка удовлетворенности клиентов по методикам CSI и CSAT.

В данной статье мы расскажем об отличиях между показателями NPS, CSI и CSAT, а также о том, как правильно рассчитывать и интерпретировать эти показатели.

Индекс лояльности клиентов NPS — что это и как рассчитывается

Лояльность клиентов является важной составляющей бизнеса. Это положительное отношение клиентов к компании, ее продукции и услугам. Лояльный клиент приносит стабильную прибыль и может стать бесплатным маркетологом, рекомендуя компанию своим знакомым. Тем не менее, лояльность имеет не только рациональную, но и эмоциональную составляющую.

Чтобы измерить лояльность, был разработан индекс потребительской лояльности NPS. Он показывает, сколько у компании сторонников среди клиентов — тех, кто готов рекомендовать ее товары и услуги своим знакомым. Опрос проводится среди состоявшихся клиентов и сводится к одному вопросу: «Насколько вы высоко оцениваете вероятность рекомендовать компанию, ее продукты/услуги своим знакомым, родственникам, коллегам?». Ответ оценивается по 10-балльной шкале. Те, кто поставил 9-10 баллов, считаются сторонниками, 7-8 — нейтральными потребителями, а 1-6 — критиками.

Результаты обработки опроса позволяют вычислить индекс лояльности клиентов. Для этого из числа сторонников вычитают количество критиков. Индекс NPS может быть как положительным, так и отрицательным, но на практике он колеблется в пределах от -70% до 70%. Для оценки удовлетворительности результатов необходимо учитывать особенности каждой компании и проводить сравнение с предыдущими и конкурентными показателями.

Некоторые критикуют индекс лояльности за недостаточную информативность, однако он используется многими крупными компаниями. Существует возможность дополнительной оценки через индексы удовлетворенности клиентов CSI и CSAT, которые позволяют получить более полную картину.

Как оценить удовлетворенность клиентов (CSI, CSAT)

Лояльность потребителей зависит от их удовлетворенности работой компании. Она отражает уровень удовлетворенности клиента качеством товаров и услуг, уровнем сервиса и другими ключевыми аспектами коммуникации с компанией. Клиент, который доволен, гораздо склоннее перейти в разряд лояльных покупателей, в то время как недовольный клиент может уйти и не вернуться.

CSAT – это метод оценки отдельных аспектов работы компании. С помощью него можно узнать оценку клиентов качества товаров, ассортимента продукции, цен, сервиса, удобства навигации по сайту, работы отдельных подразделений и даже сотрудников и многое другое.

Нет четкой методологии расчета индекса CSAT. Обычно клиентам предлагают оценить определенный параметр на 10-балльной, 5-балльной или 3-балльной шкале или выбрать между двумя вариантами ответа («да / нет», «нравится / не нравится»). Также могут быть предложены готовые утверждения, с которыми клиент должен согласиться или не согласиться, либо предложено оценить качество определенного параметра по 5-балльной шкале (5 — «превосходно», 4 — «хорошо», 3 — «нормально», 2 — «плохо», 1 — «ужасно»). Различные варианты ответов могут быть предложены в виде готовых вариантов, из которых клиент должен выбрать наиболее подходящий. Опрос может быть проведен по телефону, на сайте, по электронной почте или SMS-сообщению, а также с использованием бумажной анкеты. Телефонный опрос обычно имеет наибольший процент ответов.

Преимущества CSAT заключаются в полноте информации об оценке клиентов по всем интересующим параметрам и возможности сравнения с прошлых периодов. Это также позволяет отслеживать реакцию клиентов на работу компании и отдельных подразделений, а значит, своевременно замечать слабые места в управлении и устранять ошибки.

CSI — механизм расчета степени удовлетворенности клиентов по выбранным параметрам. Для расчета CSI проводится детальный опрос, который позволяет получить информацию не только об удовлетворенности в целом, но и по каждому отдельному параметру. Если речь идет о качестве продукта, то это может быть вкус, состав, срок годности, целостность и удобство упаковки и другие параметры. Опрос также может оценить важность каждого параметра для клиента и его влияние на удовлетворенность. Часто для оценки используется 10-балльная шкала.

CSI также ценен тем, что дает представление о финансовой стороне деятельности компании. Увеличение этого показателя даже на 1% может привести к увеличению прибыли.

NPS, CSI и CSAT являются важными инструментами для практической реализации стратегии работы с клиентами. Индекс лояльности показывает процент потребителей, готовых рекомендовать вашу продукцию и услуги. Для получения более детальной картины используются методики измерения уровня удовлетворенности клиентов компанией в целом и отдельными аспектами ее деятельности — CSI и CSAT.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *