Александр Велединский: «Я делаю арт-кино как блокбастер»
Один из самых интересных российских кинематографистов побывал в Иванове Создатель культового сериала «Бригада», режиссер популярного фильма «Географ глобус пропил», автор картин «Живой», «Русское»,
Создатель культового сериала «Бригада», режиссер популярного фильма «Географ глобус пропил», автор картин «Живой», «Русское», лауреат множества премий Александр Велединский не так давно привез в киноклуб «Зеркало» свой новый фильм «В Кейптаунском порту». Ивановцам посчастливилось попасть на предпремьерный показ этой очень необычной и, безусловно, сильнейшей картины. А после просмотра обсудить ее с создателем. Александр Велединский говорит, что это первая его полностью самостоятельная работа, не экранизация, в отличие от прошлых фильмов. На днях Александр Велединский еще раз приехал в Иваново - уже в качестве члена жюри кинофестиваля "Пилот". Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с режиссером.
- Александр, не могу не начать с «Бригады». Кто-то считает, что этот сериал - о настоящей дружбе, кто-то видит в нем трагическую историю поколения, кому-то кажется, что картина воспевает сомнительные идеалы. Какой смысл вкладывали вы?
- Мы, конечно, не думали о потерянном поколении. Скорее делали исторический фильм о нашей стране 90-х годов. О той мясорубке, в которую попали все - и бандиты в том числе. Так работало время, и герои фильма – его заложники.
Идея пришла в голову Алексею Сидорову. Он сказал: «Я хочу снять самую бандитскую сагу про нашу русскую жизнь». И его мечта осуществилась. Мы втроем – Игорь Порублёв, я и Алексей Сидоров - сидели в общежитии ВГИКа, где когда-то учились вместе. Была нищета, и мы голодали, работая над сценарием бесплатно. Когда закончили, получили за него копейки.
- В итоге получилось по духу очень похоже на «Однажды в Америке».
- Это хорошее сравнение, оно мне нравится. Конечно, мы учитывали и «Однажды в Америке», и «Крестного отца», и всю классику - гангстерскую и не гангстерскую. Даже, не поверите, Бергмана, в картине есть конкретная цитата, кадр из фильма «Седьмая печать», который идет по телевизору. Алексей неспроста его поставил.
Недавно, листая каналы, я наткнулся на последнюю серию «Бригады». Посмотрел ее от начала и до конца. В этой серии и был эпизод из Бергмана. Ностальгию не люблю, но поностальгировал. Недавно у меня снимался Сережа Безруков – солидный, серьезный мужчина, а тогда он был юный совсем, но сыграл абсолютно достоверно и убедительно.
- Вы свои фильмы часто пересматриваете?
- Вообще терпеть не могу их смотреть. Бывает - в компании, когда попросят, но в зале не смотрю никогда: я половину не слышу и не вижу. В кинозалах очень многое зависит от проекции. И зачем мне расстраиваться? Во время показа иду пить кофе или ирландский кофе, или виски без ирландского кофе. Но во время показа в зале сидит «засланный казачок», с которым я переписываюсь. На показе «Географа» на «Кинотавре» я вообще уехал в гостиницу и мы обменивались SMS-ками с Хабенским. Но после фильма ты все равно должен выйти к публике, ответить на вопросы или получить от нее по первое число.
- Есть у вас волнение в такие моменты?
- Конечно, есть.
- Больше переживаете, как встретит публика или критики?
- Это абсолютно неважно. Критики - такие же зрители. Просто больше смотрели того же Бергмана, вот и все. Но, с другой стороны, конечно, приятно, когда такие люди, как Дмитрий Быков или Михаил Трофименков, звонят, говорят хорошие слова, как было в случае с последней картиной – «В Кейптаунском порту». Но сам я понимаю, что этот фильм не для всех, не все останутся довольны и даже не все, кому он понравится, сразу поймут его структуру. Она достаточно витиевата.
- Кто ваш зритель, как вы его себе определяете?
- Целевая аудитория есть у тех, кто занимается коммерческим кино. Для меня задача определения целевой аудитории не стоит. Сегодня в кино ходит в основном молодежь, но на «Географа» шли тридцати- и сорокалетние. Возможно, многие из них после этого открыли дверь в кинотеатры. Поэтому я работаю для широкой аудитории. Неважно, какого возраста человек, важно, как он воспринимает кино и что из него выносит.
- То есть самовыражаетесь, и вам, грубо говоря, не особо…
- Нет, особо. Конечно, о зрителе я думаю, когда делаю фильм. Работаю над сценарием, чтобы не быть пошлым, слишком заумным, чтобы не вставать в позу: смотрите, какой я художник, как я умею – так что меня поймут только критики и элита. Я думаю обо всех, чтобы быть внятным, но при этом не допускаю компромисса с главной идеей. И если в последней картине у меня сложная структура, я понимал это. Но здесь я уже бессилен. Если зритель не понимает, то я извиняюсь перед ним. Значит, это не его кино.
- Понятно. Компромисса со зрителем не допускаете, а как в отношении продюсера и финансирования?
- Мне в этом смысле везет. Если возникали сложности с продюсерами, удавалось их решать. Из «Географа» хотели 15 минут вырезать. Но мне удалось эти сцены вернуть. Более того, заодно я вернул сцену, которую сдуру вырезал сам.
- Многие ваши фильмы на тему преодоления. Вам как режиссеру многое приходится преодолевать?
- Каждый фильм приходится преодолевать себя, а как же? Я не могу снимать арт-кино так, как оно делается обычно - в отсутствии денег ставится на общий план и снимается фильм. Зачастую так создается стиль, и бывает очень круто, но мне так снимать скучно. Я начинаю что-то изобретать и делаю арт-кино как блокбастер. Поэтому меня и считают самым зрительским артхаусником или самым артовым блокбастерщиком. Я уже достаточно давно нашел подходящий для своих фильмов термин – арт-мейнстрим. Вот то, чем я занимаюсь. Такое кино снимали Данелия, Рязанов, тот же Серджио Леоне. И Вуди Аллен в некоторых фильмах.
- Как удается решать финансовые проблемы?
- Здесь все пути хороши, главное - не силой вынимать деньги из чужого кармана и не раскапывать могилы, чтобы выдернуть зубы у покойников. У меня была и государственная поддержка. Тоже не сразу, и все это происходит очень долго. На фильм «В Кейптаунском порту» деньги нашлись с большим трудом. После того, как на средства частного инвестора Владимира Полякова (студия «Реновацио») отсняли треть картины, оставалось самое сложное – снять сцены в Кейптауне. На это денег не было. Тогда мы смонтировали ролик и показали его в Фонде кино. После этого им некуда было деваться, и они помогли нам, хотя могли бы это сделать и пораньше (смеётся).
- Вы можете что-то посоветовать молодым режиссерам, у которых с финансированием совсем туго?
- Скажу словами Валерия Михайловича Приёмыхова, у которого я учился – талантам надо помогать, а бездарность прорвется. Но жизнь показывает – те, кто чего-то стоят, все снимают.
- То есть, вы считаете, если талант есть, то обязательно помогут?
- Нужно пожить в нищете, нужно что-то написать. Валерий Тодоровский как-то сказал: дебютант должен выбивать дверь ногами, удивлять. Первая короткометражная картина, которую я снял, сразу попала на Каннский кинофестиваль. Тогда меня все стали спрашивать: «Где ты раньше был?» Я отвечал, что стоял с той стороны двери и ломился в нее, но меня никто не слышал. Поэтому нужно настойчивее ломиться.
- Когда бывали простои, чем вы занимались? Ведь нужно кормить семью.
- Жены работали. Когда у меня была возможность, помогал, когда нет, оставляли до лучших времен. После рождения старшей дочери снял «Географа», а когда появилась вторая дочка, запустился с «Кейптауном», который сейчас выходит. Каждый ребенок рождается со своим хлебом. И сейчас я останавливаться уже не могу. Кроме собственных идей у меня есть несколько серьёзных предложений, и что из этого первым выстрелит, я не знаю. Можно сколько угодно говорить, что мне легче найти финансирование. Не легче. То, что я хочу снимать, может кого-то и испугать.
- Например?
- Ну зачем я буду заранее пугать? У меня есть идеи экранизаций, но они дорогие, реально стоят больших денег, которые отбить будет очень сложно. Продюсер тоже входит в риски, и я это понимаю. Намекну о своей идее, но пусть останется загадкой. Это русский Бэтмен.
- Александр, может ли продюсер дать деньги на картину, не рассчитывая их «отбить»?
- Да, но тогда он рассчитывает на что-то другое, например, на славу. К сожалению, кино завязано на деньги. Это не чистое искусство, как живопись или писательство, когда можно даже компьютер не покупать и царапать карандашом, а потом удивить весь мир.
- Как вы оцениваете состояние российского кино?
- Среднее. Хотя появилась хорошая тенденция создания российских платформ для производства сериалов. Например, ТНТ-PREMIER, «Яндекс кино». Вот, молодежь, пожалуйста, сделайте хороший сценарий, идите туда. Начните с сериалов, не гнушайтесь. Я сам сейчас заканчиваю монтаж сериала «Обитель» по роману Захара Прилепина. Он о жизни на Соловках в 1927 году. Должен выйти в 2020 году на канале «Россия».
- Для вас интересны сериалы или это только ради заработка?
- И то, и другое, кино я ведь тоже не бесплатно снимаю. Не скажу, что стал миллионером и живу роскошно, но семью обеспечиваю. Хотя нельзя снимать, например, про Соловки только ради денег. Без крови своей здесь точно не обойдешься.
- Вы следите за творчеством своих коллег? Находите что-то, чему можете позавидовать?
- Конечно. Порой завидую белой завистью и радуюсь, но бывает и наоборот. Когда после премьеры пошлого и скучного фильма не знаешь, что сказать человеку. Вплоть до того, что отношения иногда распадаются. Лицемерить нехорошо, но после того, как один на один напьешься за столом, в лицо сказать все можно. И со мной так делали, и я так делал. Тогда еще есть шанс сохранить нормальные отношения. Публично коллег осуждать нельзя.
- В чем главная проблема отечественного кино, что ему мешает развиваться?
- Мы снимаем о переживаниях, а в Голливуде - о выживании. Американцы могут и про переживания снимать, и лучшие их фильмы совмещают переживание и выживание. Нужно стремиться наши исконно русские переживания совместить с выживанием.
- Вы работали с разной литературой, очень разными авторами…
- Знаю. Я — по чьему-то меткому выражению – «главный экранизатор» страны, работал с Прилепиным, Лимоновым, Пьецухом, Алексеем Ивановым. С разными авторами работа складывается по-разному. С Лимоновым вообще было «просто», он сидел в тюрьме и ничего возражать не стал. Пьецуху с первого просмотра наша работа не понравилась, а после второго он изменил мнение. Алексей Иванов — большой поклонник кино-Географа. Захару Прилепину я заказал рассказ о жизни на Соловках, а он написал роман. Его я потом переделал в сценарий.
- При работе над сценарием не было трений с автором романа?
- А он его не читал, зачем автору давать читать сценарий?
- Вас волнует то, что происходит в стране? Считаете ли вы, что художник должен быть вовлечен в политику или ему следует заниматься только творчеством?
- Думаю, что честное талантливое кино всегда носит социальный характер и в нем всегда присутствует критика. Рустам Хамдамов сказал однажды: все фильмы за или против чего-то конкретного, политически ангажированного, являются антихудожественными.
- А как же, к примеру, картины Лени Рифеншталь?
- Почему «Триумф воли» не запрещают и показывают до сих пор? Она прошла по грани и сумела отразить время, не сбиваясь на чистую пропаганду, хотя некоторые и считают фильм таковым. Она это сделала с необходимой мерой отстранённости и осталась в истории большим художником. Не случайно ее изучают во всех киношколах.
- Как для себя вы видите свое участие в общественной жизни?
- Я иногда хожу на митинги, а главное – снимаю кино. В этом мое сочувствие.
- Каким вы видите будущее нашей страны?
- Я оптимист и считаю, что у нашей страны светлое будущее, как и у всего человечества в целом. Просто больше некуда деваться — да, мы все умрём, и Солнце потухнет когда-то, но жизнь-то продолжится.
- Вы своим детям даете установки, которые для вас важны?
- Скорее как Служкин из «Географа» – научить ничему нельзя, можно только собственным примером. Старший сын работает со мной на съемочной площадке. Младший – журналист. Первое в своей жизни интервью он делал со мной по заданию Захара Прилепина, который руководил нижегородским отделением «Новой газеты». Сегодня он фрилансер, айтишник, филолог, начинающий писатель… ему еще много чего предстоит в жизни. Он еще в поиске себя. Старший же имеет юридическое образование, но абсолютно понятно, что он по своему призванию кинематографист. Вот младший поработал на «Обители» хлопушкой и спросил: «Неужели это вам все нравится?» Больше И пока в кино он не хочет работать. А старший тоже начинал с хлопушки, потом стал помогать мне расписывать сцены, помогал в подборе актеров, много работает как режиссер второй группы и режиссер монтажа, и даже снялся «В Кейптаунском порту» как артист.
- Вы в основном работаете с известными актерами…
- Почему? Не всегда. Многие первый раз снимались у меня. Кого-то я открыл.
- С кем легче работать?
- С личностями. Не только с артистами, но и с художниками, операторами, реквизиторами, гримерами. Они дают тебе то, что можно взять не только для фильма, но и для жизни.
- Много встречается таких личностей?
- Мне везет.
Елена Аверьянова – текст
Андрей Сафонов – фото
Последние новости
Мы за активный образ жизни!
С 6 по 12 января 2025 года в России проводится «Неделя продвижения активного образа жизни».
Жителям Ивановской области рассказали о симптомах метапневмовируса
Жителям Ивановской области перечислили симптомы метапневмовируса © Нейросеть «Регина» В последнее время много говорится о метапневмовирусной инфекции в связи со вспышкой заболевания в Китае.
Недолгое щастье Алексея Михайлова
Карьера года Автор: Алексей Машкевич Редакция «Слухов и фактов» уже несколько лет подряд начинает год с серии материалов, посвящённых подведению итогов года предыдущего.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи