18.06.2023

Интригующая премьера Кинешемского театра: «Кто ты, Мария Климова?»

Премьера всегда загадка, но, чтобы пролить хоть немного света на предстоящее событие, мы встретились с режиссёром спектакля Игорем Меркуловым.

Премьера всегда загадка, но, чтобы пролить хоть немного света на предстоящее событие, мы встретились с режиссёром спектакля Игорем Меркуловым.

Игорь Меркулов, режиссёр спектакля «Кто ты, Мария Климова?», Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского.

На 24 июня назначена уже хорошо разрекламированная и ожидаемая премьера мюзикла Кинешемского драмтеатра «Кто ты, Мария Климова?». Красочный музыкальный спектакль станет подарком кинешемцам от театра на День города. Чтобы познакомить наших читателей с постановщиком спектакля, новым человеком в театральном бомонде Кинешмы, и попытаться предугадать, какое действо ожидает кинешемских зрителей на сцене, мы встретились с режиссёром мюзикла Игорем Меркуловым.

Небольшая справка. Игорь Владимирович Меркулов – режиссёр «Камерной сцены Большого театра России» (бывший Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского) с 1998 года, г. Москва. Считает Камерный театр Покровского главным театром в своей жизни. Работая прежде всего в музыкальных жанрах, особо выделяет в своём творчестве и драматические постановки, среди которых «Мастер и Маргарита» по Булгакову, «Преступление и наказание» и «Игроки» по Достоевскому, «Три сестры» и «Чайка» по Чехову и другие. Почти 30 лет Игорь Меркулов сотрудничает с Павлодарским театром драмы имени А. П. Чехова (Казахстан). В Кинешемском театре ставит спектакль впервые.

— Как вы оказались в Кинешме?

— С Кинешмой меня всегда связывало уже то, что у меня папа из Кинешмы. В детстве он много рассказывал мне про Кинешму, но здесь я никогда не был. Лет 15-20 назад решил навестить историческую родину. Приехали с женой, потом ещё раз приехали, потом дом недалеко здесь нашли под дачу, с очень хорошим видом на Волгу, и несколько лет подряд приезжали сюда на лето. Дачу-то потом продали, уж слишком далеко ездить из Москвы, но что осталось: в те времена мы познакомились с Натальей Викторовной Сурковой, несколько раз встречались, разговаривали – и вот буквально год назад созвонились, и она сказала, что есть такая давнишняя идея, поставить мюзикл про легендарную сотрудницу ЧК Марию Климову, Мурку, и предложила совместно поработать – вот, собственно, так и начался наш спектакль.

— В главных ролях Антон Копчинский и Ольга Савченко. Та же пара, что когда-то сыграла главные роли в нашумевшем в Кинешме мюзикле «Юнона и Авось». Вы специально сделали такой выбор?

— Нет, мы отобрали группу поющих артистов и уже в ней выбор органично пал на Антона и Ольгу. Вообще для драматического театра такое количество поющих актёров, как в Кинешме, впечатляет – не в каждом театре так могут петь!

Артисты Антон Копчинский и Ольга Савченко, репетиция спектакля «Кто ты, Мария Климова?», Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского.

— Действие происходит в Одессе?

— Адресной привязки к месту у нас нет. История Марии Климовой, работавшей под псевдонимом, Мурка, столь же запутана, сколь и захватывающа. В этом я убедился, копаясь в книгах и разных источниках. Не понятно, что было, чего не было, где это было, когда это было, кто была Мария, сотрудница ЧК, не сотрудница… Понятно, что 20-е годы, НЭП, но вариантов очень много. Поэтому из всех версий я взял то, что мне показалось интересно, и объединил.

— Мария Климова у вас сотрудница органов?

— Да, конечно, сотрудница. Мы назвали это общим словом ЧК. Хотя в разных версиях это были разные структуры. Но смысл сохранился: чтобы справиться с тем валом преступности, который после гражданской войны накрыл страну, сотрудники спецорганов внедрялись в банды, выявляли лидеров, и потом либо сами уничтожали их, либо наводили на место, где их удобно было бы уничтожить. Героиня нашей истории отправилась на такое задание, но влюбилась в того, кого должна была «сдать», ликвидировать. Либо долг – либо любовь. Вот такой страшный выбор.

Актриса Ольга Савченко, спектакль «Кто ты, Мария Климова?», Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского, репетиция.

— Расскажите о музыкальной составляющей спектакля.

— Над музыкой работал московский композитор Сергей Гаврилов. Мы давно уже знаем друг друга. Он написал и мюзиклы, и оперы, и песни. Для нашего спектакля он сделал все аранжировки, написал несколько оригинальных номеров и записал все саундтреки. Ну а поют артисты, в живую.

— И что за песни?  

— Как такового тюремного фольклора у нас нет и в помине. У нас это классика шансона, например, которую пел Утёсов… Кстати, эти песни с удовольствием слушал Иосиф Виссарионович, «Гоп со смыком», например. У нас шансон не в понимании «тюремный фольклор», а тот изначальный шансон Шарля Азнавура, Эдит Пиаф… У нас есть романсы, но это романсы Алексея Рыбникова. Есть полублатная песня – но это песня Юрия Лозы. Есть Таривердиев. Есть Вертинский. Все песни в обработке, приближенной к нашему времени.

— А как вы передавали атмосферу НЭПа?

— Не передавал вовсе. У нас не исторический спектакль о временах НЭПа. Это пьеса для широкого зрителя, и если уж говорить об исторических параллелях, то атмосфера на сцене скорее напоминает наши 90-е. Это стало отправной точкой. Как только я понял, что это история про недавние 90-е, я понял и то, что не нужно держаться за, условно говоря, «как там раньше пели» – все песни аранжированы под стиль нашего времени. К слову, по 90-м я не ностальгирую. Прекрасно помню, как нам с женой приходилось на рынке стоять. Путь Китая, как показало время, оказался более удачным, но это уже другой вопрос.

— С музыкой понятно. Но второй столп мюзикла – танец, хореография. Здесь вы уже полагались на кинешемских профессионалов. Постановкой танцев занимается Марина Махмудова?

— Да. Но, честно говоря, я очень волновался, потому что, действительно, музыкальный спектакль изначально заточен под шоу со сложными и яркими хореографическими номерами, и когда не знаешь хореографа – становится очень волнительно. Но мы как-то быстро нашли контакт, и Марина Андреевна подняла огромный пласт работы, просто огромнейший! Ещё когда я приезжал весной и увидел наработки – я понял, что всё, можно спать спокойно, хореограф работает в нужном ключе. Танцевальная лексика нашего спектакля только похожа на традиции времён НЭПа, а в реальности же движения, например, танго, сильно отличаются от классических, а классические только угадываются. Движения приближены к современным танцам. Иначе, мне кажется, было бы не интересно.

Репетиция спектакля «Кто ты, Мария Климова?», Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского,  на сцене Антон Копчинский и Ольга Савченко.

— В спектакле есть и детские танцевальные номера. Как вам работалось с детьми?

— Дело в том, что, будучи ребёнком, в 10 лет, я впервые попал на съёмочную площадку, и там произошло какое-то формирование и сдвиг в сознании (речь идёт о фильме «Включите Северное сияние» Одесской киностудии, где совсем юный Игорь Меркулов сыграл главную роль, Колю Чимбарцева – прим. автора) . Мы там работали по 8 часов наравне со взрослыми. Довольно жёстко. И я воспринял это тогда нормально. И сейчас, когда вижу детей на сцене, я не могу относиться к ним как к детям. Они для меня артисты. Профессиональные. И я боюсь забыть, что это ребёнок, а не профессиональный артист. Поэтому детьми занимается исключительно Андрей Викторович (артист Кинешемского театра Андрей Кудряшов, руководитель Детской театральной студии в Кинешме – прим. автора) . Это его коллектив, и он ими занимается как педагог.

— А кто занимается сценографией и костюмами?

— Первым занимаюсь я, а вторым Вера Алексеевна (Вера Ершова, начальник пошивочного цеха Кинешемского театра – прим. автора) . В связи с тем, что сама идея постановки родилась несколько спонтанно и не может финансироваться с помощью господдержки – всё практически взято из того, что в театре уже было. Декорации мы собрали из разных спектаклей и скомпоновали. Костюмы тоже — подшиваются, переделываются. Собственно, как и было раньше в Русском театре – это сейчас на каждый спектакль шьют новые.

Репетиция спектакля «Кто ты, Мария Климова?», Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского, актрисы театра и режиссёр Игорь Меркулов.

— Вопрос к москвичу, как говориться, до мозга гостей: чем отличается провинциальный театр от столичного?

— Финансированием. В столице оно на порядок выше. Не говорю, плохо это или хорошо. Даже, наверное, это правильно. Но разница огромная. И ещё провинциальные артисты, живущие в более тяжёлых условиях, чем, скажем так, столичные – они просто больше занимаются профессией, они более на ней сосредоточены. Для многих (не для всех!) актёров в столице театр – это только часть их жизни, а там ещё съёмки, особенно, сериалы, ещё корпоративы… А в провинции люди в театре плотно работают. Других возможностей здесь нет.

— Каково это, смотреть на свой новый спектакль из зала?

— Я уже давно стараюсь не сидеть в зале во время премьеры… И даже во время сдачи спектакля... В зале меня не будет, я буду в гримёрке. Послушаю трансляцию, мне и так будет всё понятно. Я давно перестал ходить на премьеры, потому что, если я прихожу – обязательно что-то случается!

— А так случается, а ты не видишь, да?!

— Ну да. Спросишь, что там было? – Да так, немножко. – Ну и ладно, а зритель заметил? – Не, зритель не заметил! – Ну, ладно (смеёмся) . Лучше этого не видеть, поверьте, это очень страшно. Как правило делается запись. Потом, если жена не приезжает на спектакль, я ей показываю, и уже сам смотрю, и думаю: м-м, а ничего получилось, не плохо так, интересно, а кто это придумал? (смеёмся) . Понимаете, от спектакля нужно отстраниться.

— А жена приедет в Кинешму на премьеру?

— Да, уже купила билет. А я вот теперь и думаю по приметам, когда она приезжает – это хороший спектакль получается или наоборот..? Вот, не помню… Какие-то помню очень хорошие были. Правда был один и не очень в одном театре…

— Ну, думаю, это не кинешемский случай! Ваше кредо?

— У меня такой казахстанский вариант: на всё воля Аллаха! Если должно быть – оно произойдёт, не должно – можешь хоть головой об стенку биться. Всё происходит так, как должно быть, даже если это не нравится. 

— Но вы же православный человек?

— Конечно. Прям рядом, где меня поселили, Троицко-Успенский собор. Это замечательно, я всё время хожу мимо. Обязательно захожу. Я православный.

Специалисты по свету и звуку за работой, репетиция спектакля «Кто ты, Мария Климова?», Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского.

— Если кратко, чего кинешемцам ждать от спектакля?

— Воздержусь от ответа. Некоторые режиссёры очень интересно рассказывают о своих спектаклях, замыслах… Но приходишь в зал и думаешь: а где всё это? Поэтому, если я расскажу что-то, а человек потом придёт, потратит время, деньги, посмотрит и скажет: «а об этом здесь ничего и нету» – зачем? Поэтому – смотрите. Да, много музыкальных номеров, много хороших песен. Во всяком случае, музыкальная сторона, а у меня музыкальный отбор очень жёсткий, лично мне нравится – рекомендую. 

— С интересом будем смотреть! Спасибо большое!

— Спасибо вам!

Афиша спектакля «Кто ты, Мария Климова?», Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского, июнь 2023 г.

Автор: Валерий Прохоров

Последние новости

ПОЗДРАВИЛИ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ СВОЕГО ТОВАРИЩА ПО ПАРТИИ

Фурмановские коммунисты поздравили с Днем рождения своего товарища по партии Кротова В.П., вручили ему Почетную грамоту обкома КПРФ, подарок, газету «Слово Правды» со статьей о нем и пожелали прежде всего здоровья,

Обменяй мелочь, помоги ей вернуться в обращение!

Если у вас металлические деньги уже не вмещаются в копилку, банку, если их просто тяжело носить в кошельке, самое время принять участие в акции!

Финансовый университет и ВТБ открыли весеннюю школу по финансам и кредиту

В Москве стартовала Весенняя школа банка ВТБ и Финансового университета по направлению «Финансы и кредит».

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *