Энергопоезд № 27 - ивановский подарок Донбассу

В 1943 году, когда враг был отброшен, важнейшей задачей стало возрождение разрушенной промышленности и коммунального хозяйства освобожденных от немецких захватчиков районов.

В 1943 году, когда враг был отброшен, важнейшей задачей стало возрождение разрушенной промышленности и коммунального хозяйства освобожденных от немецких захватчиков районов. Наладить нормальную производственную и бытовую деятельность в разорённых войной регионах без энергоснабжения было невозможно. На начальном этапе значительную роль в проведении реконструкции сыграли энергопоезда, которые выполняли функции мобильных электростанций. Советскими инженерами была разработана уникальная технология по изготовлению энергопоездов.

Что такое энергопоезд? Это — паровая электростанция, отличающаяся от обычной только тем, что она установлена не в здании на массивном железобетонном фундаменте, а смонтирована в большегрузных железнодорожных вагонах. Каждый поезд запускался в эксплуатацию после двух-четырех недель подготовки – в сравнении со сроком, который мог уйти на восстановление и ввод в эксплуатацию стационарной электростанции, экономия времени была колоссальной: строительство новых, хотя бы временных стационарных электростанций требовало не меньше 6 месяцев работы. Энергии (от 500 до 1 500 кВт), производимой поездами, было достаточно для освещения восстанавливаемых объектов, откачки воды из затопленных шахт, проведения работ, а также обеспечения бытовых условий для сотрудников. После реконструкции и ввода в эксплуатацию одной электростанции энергопоезд перемещался в другой район, со скоростью пассажирского поезда тех лет он мог быть подан в любое место и через два-три дня давал энергию. В то время энергопоезд был новой формой строительства передвижных электростанций, особенно необходимых в годы войны.

30 ноября 1943 года Центральный комитет ВКП(б) поручил Ивановскому областному комитету партии и ивановской энергетической системе — Ивэнерго оборудовать энергопоезд для нужд Донецкого бассейна, одного из стратегически важных пунктов экономики страны Советов. По решению обкома ВКП(б) в помощь Ивэнерго был привлечен ряд промышленных предприятий Ивановской области. Из всех организаций, принимающих участие в строительстве и оборудовании поезда, следует особо отметить помощь завода Ивторфмаш, завода им. Киркиж, Ивановского отделения «Энерготекстиль», ремесленного училища № 12. Местом для монтажа энергопоезда было выбрано ИвГРЭС, как ведущая электростанция системы Ивэнерго, обладающая хорошо слаженным и опытным коллективом рабочих и специалистов.

Как отмечал главный инженер Ивэнерго А. Кондаков, «коллектив ИвГРЭС, как основной участник этих работ, справился с заданием в исключительно сжатые сроки, преодолевая при этом нехватку строительных и монтажных материалов, а также технические трудности, полостью оборудовал энергопоезд». 31 декабря 1943 г. комиссия, принимая его, дала высокую оценку качеству монтажа. «Наши люди работали с энтузиазмом» - вспоминал старший инженер производственно-технического отдела Ивэнерго Н. Борисов, «были случаи, когда по несколько суток они не покидали своего рабочего места, чтобы закончить монтаж в срок» . Приходилось быстро решать сложные задачи по улучшению конструктивных элементов поезда, находить заменители дефицитных материалов и не снижать при этом, а повышать прочность всех узлов и агрегатов. Все работали с воодушевлением. Но из общей среды особенно отличились слесари турбинного цеха ИвГРЭС тт. Федоров, Пономарев и Муравьев, электромонтеры Прохоров и Кулев, мастера электроцеха Ануфриев и Шарков, а также заместитель начальника электроцеха Соколов. Умело руководили монтажом начальник железнодорожного депо ИвГРЭС Большаков и начальник турбинного цеха Филиппов. Они в значительной мере обеспечили успех дела.

Необходимо отметить, что строительство и оборудование энергопоезда отняло значительные силы с ИвГРЭС. Но коллектив не только не снизил и не ухудшил эксплуатацию основного оборудования, а сумел повысить технико-экономические показатели своей работы.

Ивановский энергопоезд № 27 состоял из трех вагонов: вагон - машинный зал, где смонтирован турбогенератор мощностью в 1100 киловатт. В машинном зале было размещено распределительное устройство и щит управления генератором. Во втором вагоне было размещено конденсационное устройство с конденсатором и насосами. Щит управления местных нужд и общежитие вахтенного персонала. Третий вагон представлял собой открытую подстанцию, где были размещены силовые трансформаторы, преобразующие электрическое напряжение для использования его удаленными и близко расположенными потребителями электроэнергии.

Электростанцию паром снабжал мощный паровоз типа «ФД», который одновременно выполнял две функции — вез вагоны и вырабатывал пар для турбогенератора.

В 1944 г. поезд был направлен в Донбасс. Это был достойный вклад трудящихся Ивановской области в дело помощи восстановления освобожденных районов страны.

Кирилл Алхутов, главный архивист отдела специальных фондов и современной документации

Последние новости

Создание объединения профессиональных образовательных учреждений в Иванове

Соглашение между колледжами и энергетическим холдингом Т Плюс открывает новые перспективы для студентов.

Горячая линия Департамента здравоохранения: помощь круглосуточно

Круглосуточная поддержка для граждан города.

Собакам приюта 'ЗОО 37' требуется помощь в борьбе с блохами

Специалисты приюта призывают к помощи для обработки животных до зимы.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Нижнем Новгороде, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *