09.11.2022

Лариса Бойчук: «Школа сегодня — это духовный центр села»

В сельских школах своих педагогов ждут ученики, которые ничем не отличаются от городских ребят.

Сельский учитель – фигура во все времена уважаемая.

В сельских школах своих педагогов ждут ученики, которые ничем не отличаются от городских ребят. И очень важно, чтобы к ним всегда приходили учителя. Учитель начальных классов Новогоряновской средней школы Л.В. Бойчук рассказала нам о своем взгляде на профессию, о роли педагога в жизни юных жителей Тейковского района.

— Лариса Валерьевна, расскажите читателям немного о себе.

— Я родилась и выросла в дружной многодетной семье, у меня четыре сестры и брат. Мои детство и юность прошли в городе Иваново. После окончания двадцать девятой средней школы поступила в Шуйский государственный педагогический институт им. Д.А. Фурманова (сегодня это филиал Ивановского государственного университета), где получила образование по специальности «Учитель начальных классов». После окончания института пришла работать в Новогоряновскую среднюю школу, где тружусь вот уже 35 лет.

— Почему вы выбрали профессию учителя? Что повлияло на ваш выбор?

— На выбор профессии, в первую очередь, повлияли мои учителя. Мне везло с преподавателями, меня всегда окружали замечательные педагоги. Низкий поклон им  за доброту и тепло, внимание и заботу. Во-вторых,  думаю, что большую роль в выборе профессии сыграла моя  любовь к детям: стремление научить их чему-то новому, помочь понять этот непростой огромный  мир, в котором множество тайн и загадок для маленького человека. Мне нравится общаться с малышами, отвечать на их бесконечные вопросы «Как?», «Зачем?», «Почему?», «Для чего?». Прошло уже много лет, я давно работаю в школе и ни разу не пожалела о своем выборе.

— Помните свой первый урок?

— Перед своим первым в жизни уроком я очень волновалась. Я весь вечер учила конспект, готовилась, и поэтому поздно легла спать. Утром меня терзали волнения, я боялась, что скажу или сделаю что-нибудь не так. Когда прозвенел звонок на урок, у меня стали дрожать руки и голос. Но к середине урока волнение прошло, и я смело общалась с детьми. Дети на уроке работали очень хорошо, внимательно меня слушали, активно отвечали на мои вопросы. Я поняла, что работа с детьми доставляет мне огромное счастье и радость.  Мой первый урок останется в моей памяти на всю жизнь.

— На ваш взгляд, в чем особенность работы учителя на селе?

— Роль сельского учителя – особая. В селе, где все хорошо знают друг друга, он несет ответственность за судьбу ребенка перед конкретной семьей. Через его руки и сердце проходит не одно  поколение детей, и так важно увидеть в каждом личность, помочь сделать жизненный выбор, сохранив деревенское добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям.  А сельские ребятишки ни в чем не отстают от своих городских сверстников, тем более спутниковое и кабельное ТВ и Интернет сегодня доступны и в селе. К тому же, эти дети намного ответственнее, ведь на них, кроме учебы, лежит еще целая гора домашних обязанностей: хозяйство, огород, уборка, готовка.

Особенности работы учителя сельской школы обусловлены своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга, как говорится, со всех сторон, деятельность учителя протекает в условиях общественного наблюдения и, как правило, становится известна всем. Сельский учитель, как и раньше, у всех на виду. Если село небольшое, каждый знает, где он живет и чем он живет.

Доверие и уважение к сельским учителям большое. Сельскому учителю из-за нехватки кадров приходится быть, как говорят, «на все руки мастером». Именно учителей выбирают в местное самоуправление, в поселковый и районный советы. Школа сегодня, как и прежде, — это духовный центр села. Так что сельский учитель – понятие круглосуточное!

— Как проходила ваша адаптация в педагогическом коллективе? Кто из коллег помогал вам на данном этапе?

— Адаптация у меня проходила достаточно легко, мне повезло: в моей школе работают прекрасные учителя. Они разные по интересам, манере общения,  профессиональному опыту, но все отдают работе душу. Они воспринимали и воспринимают школу как свой второй дом. Конечно, она второй дом, а коллектив коллег – это моя вторая семья.

Администрация школы и коллектив приняли меня хорошо, объясняли каждую мелочь, давали ответы на все мои вопросы. Я очень благодарна за поддержку первому директору нашей школы Татьяне Геннадьевне Вайс, всем моим дорогим коллегам, и особенно учителям начальных классов В.В. Лопаткиной, С.Н. Рокачевой, Е.В. Новиковой.

— Роль педагога в жизни современного общества?

— У каждого поколения свои учителя. Каким будет новое поколение, а значит, будущее страны, зависит и от нас, учителей. Современная школа много требует от учителя: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и педагогической грамотности, и компетенции и еще многого другого. У каждого учителя есть свои личные, годами проверенные заповеди, обеспечивающие успешность его работы. Мои заповеди таковы: вникни в проблему ученика; создай благоприятные условия для обучения, воспитания, творчества; помоги ученику стать успешным. Сельские школы дают современное качественное образование. Доказательством тому являются практически ежегодные медалисты в нашей школе. И как бы там не складывались обстоятельства в экономическом плане, благополучие любого села напрямую зависит от того, какая там школа, что за люди работают в ней.

— Трудно ли работать учителю с современными детьми. Современный ученик, какой он?

— Я много лет работаю в школе. Сегодняшние мои ученики совсем не похожи на поколение, например, девяностых годов. Может быть, потому и невозможно вывести формулу учительского счастья, что не все величины в ней постоянные, кроме, пожалуй, трех: веры, надежды и той самой любви к своим ученикам. Работа в школе научила меня  главному: любить детей и принимать их такими, какие они есть.

— Что бы вы пожелали будущим выпускникам, которые хотят выбрать педагогическую стезю?

— Будущим моим молодым коллегам хочется пожелать  помнить, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Понятие «учитель» многогранно. Он должен быть профессионалом и яркой личностью, добрым человеком и гражданином своей страны. Надо быть открытыми с учениками, говорить им правду. Хвалите и поддерживайте учеников! Тогда сумеете выявить и развить самые лучшие их качества. Сможете научить их быть добрыми и отзывчивыми. Важно и то, чтобы в процессе обучения ученики получали радость от приобретенных знаний. И это тоже целиком зависит от педагога, его мастерства. Хочется, чтобы каждый учитель обладал всеми этими качествами.

Записал Сергей Шивков

Фото автора

Последние новости

Политех – победитель грантового конкурса Росмолодежи

Ивановский Политех вновь стал победителем грантового конкурса Росмолодежи (Федеральное агентство по делам молодежи) среди образовательных организаций высшего образования Российской Федерации.

Растить кадры для села

Директор Морозовской средней школы Ольга Витальевна Гогулина приняла участие в областном семинаре «Планирование организации работы с агроклассами на 2024-2025 учебный год».

«Семья – твое настоящее!»

На площадке Ивановского государственного политехнического университета состоялся образовательный форум для семей с детьми Ивановской области Мероприятие прошло в символичную дату – Международный день семей.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *