20.10.2022

Неродной русский язык

Ивановская область принимает всё больше людей из стран ближнего зарубежья, которые спасаются в России от войны или безденежья.

Ивановская область принимает всё больше людей из стран ближнего зарубежья, которые спасаются в России от войны или безденежья. Многие переезжают семьями вместе с детьми, которые плохо владеют русским языком – порой приходится объясняться на языке жестов. Об опыте обучения школьников, для которых русский не является родным, и межнациональном взаимодействии нам рассказали в ивановской школе № 18.

Инофоны лучше адаптируются, когда их немного
Никаких обучающих курсов для инофонов (так называют людей, оказавшихся в другой языковой среде) нет. Дети сразу оказываются за партами в общеобразовательных школах. В Иванове в течение нескольких лет на обучении таких ребят специализировалась школа № 18. В 2018–2019 годах здесь даже работала «Школа русского языка», куда на дополнительные занятия могли приезжать дети мигрантов со всего города. Но в дальнейшем от занятий пришлось отказаться из-за снижения интереса.
По словам директора школы Ивана Александрова, у идеи собрать большой процент инофонов в одной школе оказалось несколько слабых сторон. «Чтобы эти дети были успешны, их не должно быть много. В классе инофонов для их успешной адаптации и социализации должно быть четверо-пятеро», – считает он. В противном случае ребята медленнее осваивают русский язык.
Кроме того, родители начинают опасаться отдавать своих детей в школы с «национальным перевесом». Возникает недобор, снижается общая успеваемость.
В 2021 году президент Владимир Путин предложил следить за числом детей мигрантов в школах: «Количество должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой среде». Теперь в школе не должно быть более 25% учеников, адаптирующихся к новой языковой среде.

Армянин сдал ЕГЭ по русскому на 98 баллов
Однако распределение мигрантов по школам в Иванове всё равно происходит неравномерно. Люди одних национальностей часто предпочитают селиться рядом. Так, по словам Александрова, в школах № 7 и № 8 учится много детей из Средней Азии, а в 50-ю чаще отдают детей армяне. Национальный состав школ № 17 и № 18 определяет построенная поблизости мечеть.
В настоящее время в школе № 18 учится 24% ребят, для которых русский становится вторым родным языком. Учителям в основном приходится работать с азербайджанцами и афганцами, но на каждую из наций приходится не более 5% от общего количества учеников.
По словам Александрова, обучение детей мигрантов больше не является исключительной особенностью школы. Основной курс сейчас на инновации, развитие современных технологий, 40% коллектива – молодежь. Но опыт выстраивания межнациональных отношений остается.
Старания педагогов и детей иногда дают впечатляющий результат. Например, мальчик-армянин, пришедший с плохим знанием русского в школу в 7-й класс, в итоге сдал ЕГЭ по русскому языку на 98 баллов.
В конце прошлого учебного года учителя помогали подготовиться к ЕГЭ парню-отличнику, который в мае приехал в Иваново с Украины. Русский он знал, но не как родной: в устной и письменной речи были ошибки. В результате мальчик получил 76 баллов на экзамене и окончил школу с медалью.

Дети становятся переводчиками для родителей
Но это скорее исключение. Обычно директор уговаривает родителей посадить ребенка, попавшего в Россию из другой языковой среды, на класс или два ниже, чтобы предоставить достаточно времени на адаптацию. Вначале учителя дают новичкам осмотреться, к доске для устных ответов их не вызывают, по возможности поощряют оценками за минимальные достижения. «На первых порах мы стараемся создать ситуацию успеха», – отмечает Иван Александров.
«Ребенок должен постепенно привыкнуть к тому, что происходит вокруг. Увидеть, как спрашивают других ребят, как они выходят к доске и как построена система обучения», – рассказывает замдиректора по воспитательной работе школы № 18 Алёна Волостных. По ее словам, сложно при этом бывает не только детям, но и учителям, особенно неопытным. Иногда в процессе обучения приходится переходить на жесты.
Но большинство приезжих детей хотя бы немного русским языком владеют. Например, в прошлом учебном году в школу пришел только один ребенок, совсем его не знающий.
По словам директора школы, на адаптацию к новому языку у детей уходит минимум год: «Если же мы говорим о социокультурном вовлечении в общество, то это происходит достаточно быстро». На помощь новичку приходят все, но если в классе есть ребята такой же национальности, то они выступают в качестве переводчиков.
В дальнейшем именно дети иногда становятся переводчиками и для своих родителей: вместе ходят на прием к директору и даже на родительские собрания. Нередко после переезда в Россию внутри семьи общение продолжается только на национальном языке, а находящиеся дома женщины так и не овладевают русским.

Нельзя сидеть за партой с мальчиком
У переехавших в Россию семей тоже много вопросов к школе. Люди боятся неуважительного отношения к своей культуре, но постепенно тревоги пропадают. «Конфликтов на национальной или религиозной почве у нас нет», – уверенно говорит Иван Александров.
Ко многим особенностям культур педагоги за годы работы уже привыкли. «Нам нельзя», – спокойно говорят дети, сталкиваясь с чем-то неприемлемым для себя. Например, есть запрет сниматься на видео (фотографироваться можно), а некоторым девочкам не разрешают сидеть за одной партой с мальчиками.
В меню школы нет запрещенной у мусульман свинины. Для ребят младших классов ее заменяют говядиной, а старшеклассники сами по себе плохо едят мясо и просят готовить курицу.
При этом школа остается светским учреждением, о чем педагоги говорят в беседах с родителями. Одна из сложных тем – ношение хиджаба. По закону девочки имеют право носить головной убор, но обычно дети до школы доходят в хиджабе, а на уроках его снимают. В настоящее время на занятиях в головном уборе остаются около десяти девочек. По наблюдению Александрова, постепенно родители-мусульмане становятся терпимее к системе светского образования, с ними чаще удается договориться.
Развивать уважительное отношение к другим культурам помогают многочисленные мероприятия. В школе регулярно проводятся День памяти жертв Беслана, День памяти жертв холокоста, День мировых религий с представителями трех конфессий.
Долгожданное событие каждого октября – детский фестиваль национальных культур. Каждый класс получает задание представить одну из них: дети готовят костюмы, учат стихи и даже приносят в школу национальные блюда.
Кстати, директор 18-й школы – доцент Центра русистики и международного образования ИвГУ. Он не только преподает в школе, но и читает лекции иностранным студентам, которые потом проходят практику в школе № 18. Ученики с интересом ждут этих встреч, поскольку гости и пробуют себя в качестве учителей, и рассказывают о своей культуре, что-то мастерят вместе.

В качестве иностранного появится арабский?
Постоянное взаимодействие с культурой разных национальностей помогает ребятам чувствовать себя комфортно. Ученик 9-го класса Мохамад Исраилов, по национальности чеченец, рассказывает, что русский язык выучил в детском саду. Сначала много слов не понимал, но постепенно освоился и сейчас свободно говорит по-русски.
«Мне комфортно учиться в школе, негативного отношения к себе как к человеку другой национальности никогда не чувствовал», – уверяет молодой человек. С конфликтами на национальной почве за рамками образовательного учреждения он тоже не сталкивался.
Несмотря на то что педагоги мягко советуют в быту переходить на русский для успешного освоения программы, дома и с ребятами одной культуры Мохамад продолжает общаться на национальном языке. «Чтобы был баланс между знанием русского и национального. Хочу учить русский и не забывать свой родной», – пояснил девятиклассник. Со временем Мохамад стал даже думать на двух языках: на русском – в школе, а на родном – дома.
Председатель Духовного управления мусульман Ивановской области Фярит Ляпин также выступает за сохранение национальной культуры и языка. Обучение в школе группы ребят одной национальности помогает сохранить культурные взаимосвязи.
С его точки зрения, современная школа в целом могла бы сделать больше для поддержания национальных традиций. Например, дать возможность детям изучать в школах арабский как иностранный.
При этом Фярит Усманович отмечает, что в целом толерантность ивановцев растет. Например, ни об одном конфликте по поводу ношения хиджаба в школе в Ивановской области ему неизвестно. В целом люди стали терпимее относиться к другим религиям и убеждениям.

Лилия СУХАРЕВА.

Навигация по записям Предыдущая запись:Страховые компании выплатили ивановцам 1,3 млрд рублей Оставить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий

Имя *

Email *

Сайт

Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.

Мы в соцсетях:

 

Версия для слабовидящих Лента новостей: Страховые компании выплатили ивановцам 1,3 млрд рублей 20.10.2022 Режим повышенной готовности начал действовать в Ивановской области 20.10.2022 ОСЕННИЙ ФЕСТИВАЛЬ «ВОЛЖСКИЕ ВСТРЕЧИ-32» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА ТВОРЧЕСКИХ РЕБЯТ 20.10.2022 Открыта «горячая линия» 19.10.2022 Журналистов Первого канала угостили щами по-ивановски 19.10.2022 «Мы открыты для дружбы» 19.10.2022 «Потенциал у этой земли есть» 19.10.2022 УФСИН России по Ивановской области приглашает на федеральную государственную службу 18.10.2022 В области поддержат семьи граждан, участвующих в специальной военной операции 18.10.2022 Житель Фурмановского района стал жертвой мошенников 18.10.2022 Как воспользоваться сервисом “Европротокол онлайн” в приложении “Госуслуги авто” 18.10.2022 Школьники 20 регионов России снимут VK Клипы по заветам великого гуманиста, академика Лихачёва 17.10.2022 ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ СТАНЕТ ПИЛОТНОЙ ПЛОЩАДКОЙ ПО АПРОБАЦИИ УНИКАЛЬНЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ 17.10.2022 О противодействии идеологии терроризма 17.10.2022 Топ-5 ошибок при регистрации 17.10.2022 Свежие комментарии Архив Архив Выберите месяц Октябрь 2022   (51) Сентябрь 2022   (74) Август 2022   (63) Июль 2022   (57) Июнь 2022   (78) Май 2022   (64) Апрель 2022   (79) Март 2022   (75) Февраль 2022   (61) Январь 2022   (43) Декабрь 2021   (64) Ноябрь 2021   (94) Октябрь 2021   (81) Сентябрь 2021   (83) Август 2021   (102) Июль 2021   (94) Июнь 2021   (103) Май 2021   (104) Апрель 2021   (93) Март 2021   (80) Февраль 2021   (71) Январь 2021   (73) Декабрь 2020   (83) Ноябрь 2020   (71) Октябрь 2020   (77) Сентябрь 2020   (73) Август 2020   (73) Июль 2020   (76) Июнь 2020   (96) Май 2020   (91) Апрель 2020   (97) Март 2020   (115) Февраль 2020   (90) Январь 2020   (94) Декабрь 2019   (86) Ноябрь 2019   (80) Октябрь 2019   (109) Сентябрь 2019   (86) Август 2019   (88) Июль 2019   (81) Июнь 2019   (78) Май 2019   (70) Апрель 2019   (105) Март 2019   (10) « Сен       1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 2122232425262728293031  Сайт работает на WordPress и Poseidon .

Последние новости

«Открытие-2024»

В субботу, 27 апреля, в Центре детского творчества состоялась торжественная церемония награждения победителей и призёров всероссийских олимпиад, фестивалей, конкурсов и соревнований «Открытие – 2024».

Артур Эббер против Сергея Гришина

На праймериз «Единой России» Автор: Алексей Машкевич Местные единороссы слили  информацию о довыборах в Ивгордуму осенью так, что казалось - альтернативы Сергею Гришину на округе № 3 не будет, его победа предрешена.

В Ивановской области приняты дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения

При дифференцированных тарифах 99% жителей региона будут оплачивать электроэнергию по льготным тарифам.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *