Учитель - основа всех добрых начал на земле!

«Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать, учителем надо будет родиться.

Опубликовано: 07.10.2023

«Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать, учителем надо будет родиться. И только после этого стать!» - эти строки Роберта Рождественского в полной мере применимы к учителю русского языка и литературы, заместителю директора по учебной работе Верхнеландеховской средней школы Нине Ивановне Наумовой.

Словосочетание  «учи­тель от Бога» лично для меня ассоцииру­ется именно с ней. Много лет назад мне посчастливилось присутствовать на ее уроке, и до сей поры я помню, как незаметно пролетели 45 минут, как интересно, с примерами из жизни она увлекала детей в тему урока. Её умение преподавать показывает, что это – настоящий мастер. Складывается ощущение того, что будь перед ней какая-либо научная конференция, то даже они узнали бы что-то новое и интересное.

Нина Ивановна и собеседник очень интересный, разговаривать с ней одно удовольствие. В ходе нашей встречи я получала четкие ответы на поставленные вопросы, смотрела в ее глаза, в которых тлеет искорка, из которой вот-вот разгорится огонь, когда она рассказывает о новшествах в своей работе, о детях, о школьном коллективе. Давно известно, что педагогика – это не работа, это состояние души, призвание, дело всей жизни. Это именно о ней.

Родилась Нина Ивановна в селе Мыт. В детстве мечтала быть врачом, но как только пошла в школу, осознала, что хочет быть учителем. «Меня учили люди, которые очень любили свою профессию. Я с особой теплотой вспоминаю первого учителя Уралову Антонину Михайловну, учителя русского языка и литературы Лидию Григорьевну Митину, классных руководителей Кабанову Зою Ивановну и  Чухлова Евгения Владимировича и всех-всех учителей Мытской средней школы»,- делится моя собеседница. Оказывается, и в роду у Нины Ивановны много педагогов по отцовской линии. Среди них и  филологи, и учителя математики. Так что педагогика где-то на генном уровне у семьи.

После окончания школы Нина Ивановна твердо знала, что идет в педагогический вуз. Так незаметно пронеслись годы интересной    студенческой поры, время новых открытий и познание профессии на теоретическом уровне. В 1984 году молодого специалиста направляют на работу в Абросовскую школу.  Деревенская школа, в которой работали многие наши учителя, находилась далеко от «большой дороги», добираться приходилось пешком, где по проселочной дороге, где по лесу. Это не казалось трудным, это было время, когда учитель шел давать знания своим ученикам, шел набираться опыта преподавания.  И сейчас Нина Ивановна помнит свой первый урок, своих первых учеников и записку, которая была в тетрадке одного из детей, где без ошибок было написано: «Нина Ивановна, я Вас люблю».

  Н.И. Наумова - стержень Верхнеландеховской школы, эта та самая ось, вокруг которой и вращается школьная жизнь. Много лет на должности заместителя директора по учебной работе она, как говорится, ас в своем деле.  На мой вопрос, легко ли совмещать работу завуча и уроки, Нина Ивановна ответила, что, конечно, задача не из легких, но если с любовью подходить к своей работе, то все преодолимо. Недаром завуча называют «Учитель учителей», методическая работа, работа непосредственно с коллективом школы, причем не только контроль, но и практическая помощь, ознакомление коллег с нововведениями и новыми техническими возможностями, все это на ее плечах. А еще увлекательные уроки. 

Нина Ивановна, педагог-нова­тор, стереотипов не терпит. Так уж повелось, что в нашей школе лидерство традиционно закреплялось за классами, которыми руководит Нина Ивановна. “Мы должны быть лучшими,  должны постигать все новые формы работы, использовать новую технику, разбираться в ней и учить детей, чтобы дети к нам тянулись, чтоб шли за нами,”-говорит она.

Многие в  ее классах пишут стихи, она предлагает детям сочинять, думать, мыслить, и у кого-то это неплохо получается. Нетриви­ально, творчески мыслят многие ее ученики.  Дети не просто любят - гордятся ею. Любой из уроков Нины Ивановны - праз­дник, на котором царит вдох­новение. Она обладает глубокой системой знаний по своему предмету. Все её уроки про­ходят на высоком научно-ме­тодическом уровне. Год от года она совершенствует формы проведения уроков, идет в ногу со временем и техническим прогрессом. «Я уже без этого не могу и не хочу, мне самой интересно познавать все новое, учиться обращаться со всеми современными гаджетами»,-говорит она.

Задача учителя лите­ратуры - не умение объяснить всё, а помочь ученикам уви­деть бездонность и глубину художественного произведе­ния, вовлечь их в творческий процесс постановки и реше­ния самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего са­мостоятельного осмысления. Только на этой основе воз­можно глубокое изучение ли­тературы, действительное со­трудничество и сотворчество учителя и ученика. 

Для Нины Ивановны позиция учителя - это совместная с учеником работа исследователей, ин­терпретаторов литературных произведений. В её понима­нии настоящий урок - это со­рок пять минут непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного «тех­нологией» урока. Чем больше учитель работает в школе, тем ответственнее относится к этим сорока пяти минутам. Это все подтверждается ее мероприятиями, проводимыми в школе в разные годы. Это и Литературные гостиные, и школьная газета «Переменка», и Литературный бал, Выпускной бал, где танцевали полонез. И много-много других увлекательных, интересных, глубоко творческих мероприятий. Взять хотя бы Урок-суд над Обломовым и Раскольниковым, письма литературным героям, конкурсы чтецов. Это было удивительное приключение не только для нее как педагога и творческой личности, но и для многих ребят  и зрителей.

«Уроки литературы, - говорит Нина Ивановна - особенно интересны, потому что здесь, как ни в каком другом предмете, учитель пред­стаёт как исследователь, ху­дожник, воспитатель и... ар­тист.    Я люблю детей, с которыми интересно, которые много читают, анализируют, задают вопросы и советуются». Она сама человек глубоко творческий и пытается разглядеть, а потом и развивать это творчество в каждом ребенке.  Моя собеседница вспоминает, как на одном из выпускных вечеров к ней подошла мама выпускника и сказала: «Спасибо Вам, Нина Ивановна, за моего сына», а все дело в том, что мальчишка был стеснительный очень, а стихи читал замечательно, так вот Нина Ивановна сделала все возможное, чтобы мальчик вышел на сцену, и он вышел, у него все получалось. Таких примеров за почти 40-летний стаж работы у Нины Ивановны немало.

Настоящий педагог, где бы он ни был и что бы ни делал, мыслит о том, как заинтересовать, как увлечь своим предметом. Она говорит о том, что на уроках переносит произведения, написанные в прошлые века, в наше время. Обсуждают это с ребятами, сравнивают, находят общее, и оказывается, что это актуально и сегодня. 

Артистизм Нины Ивановны - глава особая, посколь­ку, как она справедливо счи­тает, урок литературы выра­стает из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетичес­кой, нравственно-психологи­ческой.  Урок для нее - это и точный подбор матери­ала, и строгий расчёт, и неве­роятные усилия достичь глу­бины понимания текста и ав­торской позиции, и безусловно, творче­ство. 

Н.И. Наумова с теплотой и гордостью вспоминает своих учеников. Например, Егора Паршина, который после уроков литературы и начал писать стихи и потом, накладывая на музыку, исполнял рэп. «Я предложила им на уроке попробовать рэп на стихи Маяковского, они были удивлены, но у них получилось. В дальнейшем я использовала на уроках этот материал, и каждый раз дети удивлялись, что Маяковский и рэп возможны!».

С добротой и благодарностью вспоминает преподаватель Настю Смирнову, с которой ездили в Санкт-Петербург на научную конференцию «Открой в себе ученого!» с конкурсной исследовательской работой, Аню Шабанову, Настю Силину, Вику Скворцову и других активных девчонок, принимавших самое активное участие в мероприятиях, с кем занимались творческими делами. А еще гордость Нины Ивановны – Настя Осокина, набравшая почти 100, а точнее 98 баллов на ЕГЭ по русскому языку.

  В ее копилке множество благодарностей, почетных грамот, наград. На мой вопрос, какие из них наиболее ценные, моя собеседница ответила, что каждая награда дорога, потому что это труд, но самыми значимыми для нее является Грамота Министерства просвещения,  грамота за победу в  районном конкурсе «Женщина Года», Диплом лауреата областного конкурса чтецов, посвященного творчеству А.С. Пушкина, где Нина Ивановна читала стихотворение «Пророк» и стихотворение  Андрея Дементьева «А мне приснился сон, что Пушкин был спасен», за которое среди многочисленных конкурсантов она была награждена Грамотой от партии «Единая Россия».

  Я знаю, что на протяжении работы Нины Ивановны в школе ей поступали предложения сменить работу. Я задала ей этот вопрос, какие предложения особенно запомнились, и почему она не согласилась? «Предложения, действительно, были. Когда работала в Абросовской школе, предлагали перейти на работу секретарем райкома комсомола, потом на должность директора Мытского краеведческого музея, потом была возможность остаться работать методистом в отделе образования, где я трудилась после Абросовской школы, также было предложение перейти на должность заведующего отделом образования. Почему не согласилась? Признаться, иногда думала, вот возьму и сменю род деятельности, но потом, все аккуратно  взвесив, хорошенько обдумав, решала, что нет, не мое это, и снова шла к своим  ученикам, учителям, в любимую и давно ставшую родной школу». 

…Каждое утро она входит в свой класс - светлая, под­тянутая, с неизменной добро­желательной улыбкой.  Наверное, многие со мной согласятся, что каждому ребенку нужно верить в себя, а для этого он должен чувствовать безоговорочную веру взрослых в него, вот эту самую веру и дает им Нина Ивановна Наумова. 

  Один из ее способов увлечь ребят - пробудить инте­рес к уроку, разбудить и чув­ства, и мысли. Замечательно, что ее сердце  доброе и умное... По­больше бы нашим детям та­ких наставников!

Нина Ивановна прекрасная жена, мама, бабушка. Супруг Александр Вячеславович всегда помогает, поддерживает и понимает жену. Вместе они вырастили и воспитали двух прекрасных сыновей. Парни получили хорошее образование, сейчас живут и работают в Нижнем Новгороде.  Наумовы  богаты    внуками, в настоящее время их пятеро. Старший сын Сергей – многодетный папа. Нина Ивановна с особым трепетом и нежностью рассказывает о внучатах. А им, наверное, невероятно интересно с такой современной, талантливой бабушкой.

Мы говорили с Ниной Ивановной о подготовке к урокам, о ежедневном труде по организации учебного процесса, о том, что времена меняются, а с ними меняются дети, меняется поколение родителей, поэтому работать становится сложнее. Волнует мою собеседницу и тот факт, что дети стали меньше читать. «Понятно, что это век цифровизации, смартфонов и айфонов, но все же главным и важным в обучении детей является чтение. Я всегда говорю детям, если вы будете  хорошо читать, то будете успешны и по другим предметам,  станете хорошо учиться, потому что будете понимать суть прочитанного»,-говорит Нина Ивановна. Несмотря на все перемены, бег времени и проблемы она старается найти подход к каждому ученику, найти общий язык с родителями, и у нее это прекрасно получается. Что тут еще скажешь, опыт – ценная вещь!

  Учитель, наставник, прекрасный педагог! Так отзываются о Н.И. Наумовой учителя Верхнеландеховской школы.

  Директор школы Марина Геннадьевна Лещева говорит о своем заместителе и первом помощнике так: «Нина Ивановна - это опытный, высококвалифицированный, отзывчивый педагог и наставник. Она всегда готова прийти на помощь, в любую минуту оказать поддержку и дать важный и дельный совет. В обращении с детьми, с родителями, с педагогическим коллективом Нина Ивановна всегда тактична, корректна. Ее неугасаемая энергия передается детям и учителям, она самая первая осваивает все нововведения, новую технику и современные методы ведения уроков, а потом делится опытом с коллегами. Среди коллег Н.И. Наумова пользуется заслуженным уважением, Нину Ивановну любят, уважают и дети, и родители. Она учитель не только по образованию и опыту, но и по призванию. Её отличает высокий уровень профессионализма, требовательность к себе. Это энциклопедия цитат из произведений русских писателей и поэтов. Её увлекательные, интересные уроки позволяют ученикам вместе с литературными героями проживать их жизни. Столько добра и жизнелюбия может иметь только тот человек, который по-настоящему любит детей. Я благодарна судьбе, что повстречался на жизненном пути и работает рядом со мной такой человек, как Нина Ивановна!».

В День учителя, в Год педагога и наставника мне хочется от души поздравить всех учителей, всех тех, кто связал свою жизнь с обучением детей! Желаю крепкого здоровья, задорных и умных учеников, благодарных родителей и всех благ!

Уважаемая Нина Ивановна, Вам особые слова благодарности! Вы стали для многих детей другом, наставником, добрым помощником и самым любимым учителем. Оставайтесь такой же энергичной, не сдавайтесь годам и трудностям. Продолжайте нести    любовь, свет и тепло нашим детям! Счастья Вам и благополучия, прекрасных жизненных моментов и много побед! А любовь и уважение Вы заслужили!

Я попросила бывших учеников Н.И. Наумовой поделиться, какая она - моя сегодняшняя героиня?

Анастасия Смирнова, выпускница 2019 года:

- Нина Ивановна - прекрасный учитель и человек. Она дарит детям желание учиться, познавать что-то новое, неизведанное. Тратит свои силы, здоровье, но знает, что это все не зря, ведь она просвещает и вдохновляет каждого ученика на лучший результат. Невозможно передать восхищение ее талантом, опытом и профессионализмом. Как учитель Нина Ивановна всегда была в курсе жизни каждого из нас. Она знала о наших успехах и неудачах, а мы знали, что она всегда поддержит нас, посоветует, как быть.    Энергичная, отзывчивая, внимательная, весёлая. Оптимистка. К ней приятно было ходить на уроки, именно приятно.

Павел Иванов, выпускник 2010 года:

- Нину Ивановну вспоминаю только самыми добрыми словами. Как учителю литературы и русского языка ей просто нет равных! Каждый её урок, каждая фраза были запоминающимися. На уроке всегда энергичная, живая, требовательная, знала ответы на все вопросы, но никогда не подавляла нас своим авторитетом. Ее уроки - уроки доброты и жизнелюбия, уроки жизненной мудрости. Она не только преподает предмет, но учит быть настоящими людьми, знающими свою страну, уважающими людей, умеющими любить. Добрая, отзывчивая, умеющая поддержать и выслушать. Хороший писатель живёт в книгах. А хороший учитель - в сердцах и душах.

Анастасия Осокина, выпускница 2022 года:

- Думаю, в жизни каждого из нас есть учитель, который оставил отпечаток в сердце и запомнился навсегда. Это тот человек, который был не только непосредственно педагогом, но и жизненным наставником. В моей жизни тоже есть такой учитель - это Нина Ивановна Наумова. Она не только профессионально преподносила учебную информацию, но и всегда была готова прийти на помощь, подсказать то, что было непонятно, даже во внеучебное время. Нина Ивановна учила меня и всех моих одноклассников тому, что никогда не надо останавливаться на достигнутом. Даже в те моменты, когда кажется, что у тебя ничего не получится, не нужно терять веру в себя. За это я очень ей благодарна. Так  я сдала ЕГЭ по русскому языку на 98 баллов, держа в голове установку Нины Ивановны «не останавливайся, ты сможешь».

Нина Ивановна - талантливый учитель, который любит своё дело! В  День учителя   я хочу еще раз выразить свою благодарность и пожелать Вам и другим учителям крепкого здоровья и послушных учеников! С праздником!

Анна Шабанова выпускница 2019 года:

- Нина Ивановна – это учитель, который найдет подход к любому ученику. Ее профессионализм, терпение, доброта, внимательность и талант ладить с детьми  восхищают. Хочется от всей души пожелать ей процветания и профессиональных успехов. Пусть ученики продолжают радовать своими достижениями. Спасибо, что вкладывали в нас частичку своей души.

Егор Паршин, выпускник 2012 года, ныне работает учителем в школе г. Иваново:

- Работа учителя - очень сложная, она состоит не только из приятных моментов. Сейчас я в полной мере смог осознать это, работая в школе. Да, здесь можно возразить и сказать, что каждая профессия имеет свои сложности, и с этим трудно не согласиться, но от работы учителя зависят судьбы детей. И если это хороший педагог, то он становится для ребенка близким человеком, которому можно довериться, становится другом, психологом,  наставником, положительным примером. У нас у всех в жизни были свои учителя, и они, так или иначе, вносили свою лепту в наше будущее.

Я до сих пор с благодарностью вспоминаю своего любимого учителя Нину Ивановну Наумову - Учителя с большой буквы. Сколько в ее взгляде было строгости и в то же время понимания, переживания за каждого из нас. Она искренне радовалась вместе с нами каждому нашему взлету и переживала с нами все наши падения, пытаясь как-то поддержать, найти нужные слова и дать поистине верный совет. Именно Нина Ивановна поддерживала меня в увлечении стихосложением, не позволяла забросить, просила сочинять стихи для участия в разных конкурсах. Она прививала нам любовь к чтению. Мы с удовольствием участвовали в конкурсах, литературных гостиных. Вот так разными способами  учитель развивала нас, заинтересовывала, приобщала к русской литературе, культуре.

Она и сама  была для нас примером нравственности, учила добру и порядочности. Мы выпустились из школы 11 лет назад, а я до сих пор в трудную минуту думаю о том, какой бы совет мне дала Нина Ивановна в той или иной ситуации. И делюсь с ней своими, пусть пока небольшими, успехами. В выборе мной профессии учителя, конечно же, главную роль сыграла моя мама, тоже педагог по образованию. Но я считаю, что на принятие этого решения в свое время также повлияла Нина Ивановна – её авторитет, мое уважение к ней.

Искренне поздравляю с Днём учителя мою маму, Нину Ивановну и всех педагогов нашей школы – работающих сейчас и бывших, всех, причастных к этому прекрасному празднику!

                                                                                                                                    Материал подготовила Наталия ИВАНОВА.

Последние новости

Плюс десять тысяч приставов для наших судов

За 3 года Автор: Александр Элькинд В настоящее время функции Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляются при недостаточности штатной численности судебных

Ивановские трубы для Российской Федерации

Правда, немного, зато даром Автор: Александр Элькинд Глава города Иваново Александр Шаботинский внес в Ивгордуму проект решения «Об утверждении перечня имущества,

Три мировых судейских назначения

Два из них – бессрочные Автор: Александр Элькинд Ивоблдума, рассмотрев представления председателя Ивановского областного суда Александра Малышкина, 26 декабря 2024 года назначила без ограничения срока полномочий:

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Кургане, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *