Морские мили Александра Казарского
В самом сердце Севастополя стоит первый городской памятник – белая усечённая пирамида с горельефным кубом, увенчанная греческой триремой, и лаконичной надписью: «Казарскому.
В самом сердце Севастополя стоит первый городской памятник – белая усечённая пирамида с горельефным кубом, увенчанная греческой триремой, и лаконичной надписью: «Казарскому. Потомству в пример».
Это памятник человеку о котором хотим сегодня рассказать.
16 июня исполнилось 225 лет Александру Ивановичу Казарскому, офицеру Русского флота, прожившему яркую и трагическую жизнь, и совершившему подвиг, не имевший аналогов в истории морских сражений.
Главным событием в жизни А.И. Казарского был морской бой брига «Меркурий» под его командованием с двумя турецкими линейными кораблями, из которого он вышел непобеждённым.
Для того, чтобы не посвящённому в тонкости военно-морского дела того времени читателю было понятно, в чём величие подвига, совершённого экипажем брига «Меркурий», дадим некоторые пояснения.
Морской бой между парусными судами 18 – начала 19 веков представлял собой артиллерийскую дуэль выстроенных в параллельные линии кораблей противоборствующих сторон.
В этом бою главную роль играли линейные корабли и фрегаты, несущие наиболее мощное артиллерийское вооружение. Бриги, корветы и тендеры были вспомогательными судами, выполнявшими задачи разведки, охранения, связи. Силы линейного корабля и брига были настолько несопоставимы, что возможность их столкновения просто не рассматривалась.
Бриг «Меркурий» был спущен на воду в мае 1820 года и представлял собой двухмачтовое судно с прямыми парусами, длиной по палубе около 30 м. Корпус брига собран из морёного дуба по методу Сепингса, что повышало его прочность. Судно получилось крепкое и маневренное, но имевшее пониженную скорость в открытом море при попутном ветре.
Основным предназначением брига «Меркурий» была крейсерская служба у берегов Кавказа и Крыма. На мелководье и в условиях постоянно меняющегося ветра, у него была небольшая осадка, а в бортах имелись клюзы для семи пар вёсел. Прежде всего, предусматривалась борьба с контрабандистами и возможными диверсиями на лёгких судах, аналогичным было и вооружение – 18 каронад и две передвижные 3-фунтовые пушки. Каронады – лёгкие орудия большого калибра, имеющие укороченный ствол с тонкими стенками, и в связи с этим, стреляющие ослабленным зарядом на небольшие расстояния. Но, что важно – ядрами большого калибра, или большим количеством картечи, или других поражающих элементов. Экипаж на момент боя составлял 115 человек, из них 5 офицеров.
14 мая 1829 года бриг «Меркурий» с фрегатом «Штандарт» и бригом «Орфей» находились в крейсерстве у Босфора. Ими была обнаружена турецкая эскадра в составе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 корветов, 1 брига и 3 тендеров. Принимать неравный бой не было необходимости, да и в задачи отряда входило выявление вражеских сил и своевременное оповещение о нём командованию флота. Наиболее быстроходные фрегат «Штандарт» и бриг «Орфей», поставив все паруса, быстро оторвались от противника. Бриг «Меркурий» вскоре был настигнут двумя турецкими линейными кораблями — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем».
Многие под влиянием кинематографа и компьютерных игр считают линейные корабли более тихоходными, нежели суда лёгкого класса. Это не совсем верно. При попутном ветре имеющие большую площадь парусов и лучшее соотношение парусности к массе и поперечному сечению корпуса, линейные корабли, как правило, имеют большую скорость, чем их «мелкие» собратья. Когда же нужно лавировать, идти против ветра, преимущество имеют малоразмерные суда.
Критического сближения было не избежать, и у командира и экипажа «Меркурия», по существу, было два выхода – сдаться или погибнуть в бою.
Не имея возможности уйти от турецких кораблей, капитан-лейтенант Казарский собрал совет из офицеров. Было единогласно решено принять бой, а в случае угрозы захвата корабля — взорвать его.
Ветер был попутным, что давало существенное преимущество турецким кораблям в скорости. По огневой мощи, даже не учитывая вес залпа, а только по числу орудий, турецкая сторона превосходила русский бриг в 10 раз (184 против 18), а артиллерия «Меркурия» не могла даже повредить корпуса турецких кораблей. Рядом не было ни русского флота, ни прибрежных крепостей.
Вражеские корабли приближались. Расстояние было таковым, что с борта турецкого корабля были слышны голоса. Турки были уверены в успехе, с учётом того, что ранее они в подобных условиях без боя захватили русский фрегат «Рафаил». По иронии судьбы «Рафаилом» командовал прежний командир «Меркурия» Стройников.
Русский бриг ответил огнём пушек и каронад. Завязался бой, который длился более 4 часов. Исключительно искусное маневрирование Казарского, пользовавшегося и парусами и веслами, чтобы не дать противнику использовать его превосходство в артиллерии, затруднило туркам ведение огня. Меткими выстрелами по его рангоуту и такелажу бригу удалось перебить несколько гротовых снастей на «Селимие», что вынудило последнего лечь в дрейф, а затем сбить лиселя (дополнительные паруса) у второго корабля, которые закрыли пушечные порты, и у него снизился ход. После боя «Реал-бей» вскоре остановился для ремонта.
Командир брига Казарский получил контузию головы, но оставался на посту и руководил боем. На «Меркурии» погибло
4 человека, 6 были ранены, сам бриг был сильно повреждён. При постановке на ремонт у него насчитали 22 пробоины в корпусе
(в том числе и ниже ватерлинии), 133 в парусах, 16 повреждений в рангоуте и 48 в такелаже, разбито одно орудие.
Несмотря на повреждения, бриг благополучно дошёл до встречи с русской эскадрой, вышедшей на помощь и вернулся на базу.
Кратко о главном герое боя.
Александр Иванович Казарский родился 16 июня 1793 года в Дубровно, в Белоруссии, в семье обедневшего дворянина, отставного губернского секретаря Ивана Кузьмича и Татьяны Гавриловны Казарских. Всего в семье было пять детей.
В детстве Александр учился в церковно-приходской школе, изучал русскую грамоту, математику, латынь и французский язык. Александр Казарский поступил волонтёром на флот в 1811 году, став кадетом Николаевского штурманского училища. Отец сказал ему на прощание: «Честное имя, Саша, — это единственное, что оставлю тебе в наследство».
30 августа 1813 года Казарский был записан гардемарином на Черноморский флот, а в 1814-м произведён в мичманы. Служба А.И. Казарского продолжалась на различных судах, в 1819 году он был произведён в лейтенанты, и отличился в начале русско-турецкой войны 1828-29 гг. при взятии Анапы и Варны, за что был произведён в капитан-лейтенанты и награждён золотой саблей.
Ко времени назначения командиром 18-ти пушечного брига «Меркурий» Александр Казарский был опытным морским офицером. Известно письмо турецкого офицера с «Реал-бея», в котором он писал: «В продолжение сражения командир русского фрегата (пленный Стройников – прим. авт.) говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся, и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвёт бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский,
а бриг— «Меркурий».
Столь блистательная победа брига «Меркурий» была высоко оценена императором Николаем I и восторженно воспринята русским обществом. А.И. Казарский был произведён в капитаны 2-го ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом. Бриг «Меркурий» был пожалован Георгиевским флагом (вторым в русском флоте).
Впоследствии А.И. Казарский командовал 44-пушечным фрегатом «Поспешный», 60-пушечным фрегатом «Тенедос». В 1830 году Казарский был отправлен в Англию с князем Трубецким для поздравления короля Вильгельма IV. В 1831 году за отличную службу Александр Иванович был произведён в капитаны 1-го ранга, после чего был уволен от командования кораблём и поступил в свиту Николая I. Состоя в свите, был в многочисленных командировках по улучшению состава флота и изучению водных путей.
В 1833 году Казарский был направлен для проведения ревизии и проверки тыловых контор и складов в черноморских портах, но через короткое время после прибытия в Николаев (16 июня!) внезапно скончался.
По мнению ряда историков, причиной отравления была деятельность Казарского, как ревизора Черноморского флота и черноморских портов и вскрытие им фактов злоупотребления и коррупции высших флотских начальников.
Казарский был лично знаком с А.С. Пушкиным, П.А. Вяземским и К.И. Далем. Известен «пророческий» рисунок Пушкина, на котором тот изобразил портреты Казарского, Даля и других и топор, касающийся Даля и Казарского, которые впоследствии в разное время были отравлены в Николаеве.
Знаменитый поэт-партизан Денис Давыдов сравнивал Казарского с предводителем 300 спартанцев: «Мужайся! — Казарский, живой Леонид, ждет друга на новый пир славы…»
Подвиг брига «Меркурий» запечатлён на множестве полотен живописцев, в том числе кисти И.К. Айвазовского.
Имена «Меркурий» и «Казарский» носили различные корабли Русского флота, и в настоящее время эта традиция возвращается – заложен корабль с именем «Меркурий».
Поклонимся же и мы памяти А.И. Казарского и выдающемуся подвигу русских моряков.
Иван Петров
Последние новости
Глава ДЭРиТа Дмитрий Тугушев взялся лично руководить процессами награждения и присвоения
Во вверенном ему ведомстве Автор: Александр Элькинд Комиссия по наградам и присвоению званий «Почетный работник текстильной и легкой промышленности Ивановской области» и «Почетный машиностроитель Ивановской области» обра
Дорожно-транспортный департамент определился с эвакуаторщиками и штрафстоянками
Утверждены оба перечня Автор: Александр Элькинд Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области утвердил перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
Нескольким муниципальным образованиям профинансируют проектную документацию на благоустройство общественных территорий
Еще в уходящем году Автор: Александр Элькинд Постановлением правительства Ивановской области от 20 декабря распределены субсидии бюджетам муниципальных образований региона на разработку проектной документации на благоуст
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований