Игумен Виталий (Уткин) дважды выступил на конференции в Томской семинарии

26 и 27 мая ученый секретарь Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии игумен Виталий (Уткин) выступал на всероссийской научно-богословской конференции «Обновленческий раскол в Сибири: канонические,

26 и 27 мая ученый секретарь Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии игумен Виталий (Уткин) выступал на всероссийской научно-богословской конференции «Обновленческий раскол в Сибири: канонические, богословские и исторические оценки». Конференция была приурочена к 100-летию обновленческого раскола в Сибири и проводилась в рамках мероприятий, посвященных 30-летию возрождения Томской духовной семинарии. Соорганизаторами конференции выступили Санкт-Петербургская духовная академия и Общество любителей церковной истории (Москва).  26 мая в первом из этих выступлений («К вопросу о политической ориентации раннего обновленчества: значение работы И.Г. Айвазова «Обновленцы и староцерковники» (1908-1909 гг.)») игумен Виталий обратил внимание слушателей внимание на то, что после 1922 года русское обновленчество занимало просоветскую и просоциалистическую позицию. Однако изначально обновленческое движение, возникнув в ходе первой русской революции, имело ярко выраженный либеральный характер. Оно не только поддерживало требования политических демократических изменений (журналы «Век» и «Церковное обновление»), но и настаивало на необходимости полного разрыва каких-либо связей Православной Церкви и правомонархических организаций в России. С точки зрения автора доклада об этом ярко свидетельствует столкновение либеральных представителей миссионерства и так называемых «старомиссионеров» вокруг движения «иоаннитов» на IV Всероссийском миссионерском съезде. Как минимум, к 1908 году противопоставление терминов «обновленчество» с одной стороны, и «староцерковничество» и «старомиссионерство» с другой, фиксируется в полемическом тексте И.Г. Айвазова, известного миссионера и правого деятеля, близкого к группе священномученика Иоанна Восторгова - «Обновленцы и староцерковники». Этот текст размещался первоначально в журнале «Миссионерское обозрение» и был издан год спустя отдельной брошюрой. Таким образом, нельзя утверждать, что сутью обновленческого движения является сервилизм перед властью – так как до Первой мировой войны это движение было яркой частью либеральной оппозиции. Следовательно, у самого обновленческого движения имеются свои, как мировоззренческие, так и социально-экономические основы. Автор считает, что обновленчество выражало социально-экономические интересы белого духовенства, то есть ядра разветвленного и сплоченного духовного сословия в целом.
Второе выступление игумена Виталия прошло в рамках круглого стола «Церковь в эпоху гражданской войны: проблема церковного большевизма», состоявшегося с участием профессора Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Шкаровского 27 мая. Игумен Виталий утверждал, что, на протяжении XVIII – начала XX вв., кардинально разошлись дискурсы русского религиозного радикализма и русского духовного сословия. В первом, представленном как частью старообрядческого поповства и беспоповства, так и внутрицерковными мистическими движениями внешний мир (государственность, социальность, культура) отторгался в качестве царства духовного антихриста. Этот дискурс антилегальности затем перешел в катакомбное движение 20-х годов XX в. Русское духовенство, сформированное рационализированными и прозападными духовными школами, в этот же период, исходило из противоположной позиции приятия мира и полной легальности. Само духовенство видело себя цивилизатором населения, государственная власть воспринимала духовенство в качестве государственного чиновника. В духовном сословии на протяжении многих поколений существовали семейные династии, до середины XIX в. храмы фактически передавались по наследству в качестве семейного средства символического производства. Но после духовно-школьной реформы 1867 г. дети духовенства стремились после семинарии поступать в светские учебные заведения, отказывались в значительном своем числе от священства. Духовенство индивидуализируется. В ходе первой русской церковной революции весны-лета 1917 г. прихожане массово отказывались финансировать за счет приходов духовные школы, так как учащиеся в них дети духовенства отказывались быть священниками. С точки зрения автора именно сочетание укоренного чувства легальности с потерей интереса к передаче духовного статуса по наследству привело к тому, что значительная часть духовенства признала власть большевиков и не тяготилась декретом 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, передавшем храмы и иное церковное имущество в собственность государство. Это стремившееся к легальности духовенство, став после 1922 г. обновленческим, противостояло антилегальному радикализму катакомбного движения.
Оба доклада игумена Виталия вызвали активное обсуждение участников конференции.

Последние новости

Прием граждан прокурором Ивановской области

Андрей Жугин проведет личный прием в Верхнем Ландехе 26 ноября.

Личный прием граждан по вопросам исполнительного производства

Прокурор области и руководитель УФССП проведут консультации для жителей.

Праздничный концерт в Иваново, посвященный Дню матери

В Иваново прошел концерт для многодетных семей в честь Дня матери.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Комсомольске-на-Амуре, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *