Кибергино: что в имени тебе моем?

По данным археологических раскопок, первые поселения людей появились на Сахтышском озере около 10 тысяч лет назад.

История тейковской земли уходит в глубь веков.

По данным археологических раскопок, первые поселения людей появились на Сахтышском озере около 10 тысяч лет назад. Неповторимый историко-культурный фон создают району сохранившиеся и дошедшие до наших дней культовые объекты, относящиеся к первой половине XVII – XVIII веков: ансамбль Успенской Золотниковской пустыни, церковь Иоанна Богослова (село Стебачёво), Предтеченский монастырь в селе Кибергино.
Само село Кибергино расположено на высоком живописном берегу реки Нерль в двух километрах на юго-запад от поселка Нерль, административного центра Нерльского городского поселения, и в 28 километрах на юго-запад от райцентра — города Тейково.
Существует несколько версий названия села. Одну из них рассказал краевед, уроженец села Кибергино Александр Васильевич Матросов. В 1237 году Русь постигло страшное бедствие. Монгольские орды под предводительством хана Батыя напали на русские города, села и деревни – словно саранча на благодатные посевы. Иноземцы сжигали и грабили все на своем пути, уводили в полон мужчин, женщин, детей.

Кибергино появилось не раньше XVI века. Тогда в селе стоял Предтеченский мужской монастырь, первое упоминание о котором относится к 1512 году. Но есть все основания полагать, что монастырь существовал уже в XIII – XIV веках. Доказательством этого могут служить дошедшие до нас легенды, толкующие о происхождении села Кибергино.


7 февраля 1238 года Батый осадил город Владимир. Одновременно к Суздалю им был отправлен большой отряд кочевников. Территория Руси в ту пору была покрыта густыми непроходимыми лесами, поэтому монгольская конница могла передвигаться лишь зимой по замершим руслам рек. Во-первых, это позволяло им не сбиваться с пути. Во-вторых, как известно из школьного курса истории, люди издавна селились по берегам больших и малых рек.
Суздальская дружина во главе с князем Георгием к тому времени оказалась разбита. Отдельные отряды степняков двинулись вверх по течению Нерли в ростовские земли. Скованная льдом и морозами, занесенная снегом река Нерль почувствовала на себе тяжелую поступь вражеской конницы. Казалось, все вокруг содрогнулось и затаилось от незнакомой гортанной речи.
В 30 верстах от Суздаля один из монгольских отрядов увидел на крутом берегу небольшое селение с монастырем. На разведку был отправлен лазутчик. Согласно легенде, тот вскарабкался на кручу и, видимо решив, что монастырь пуст, криком «киль иди» (еще одна версия – «кибиль ди»), что значит «иди сюда», дал знать, что здесь есть чем поживиться. Но когда враг спешился и попытался преодолеть высокие монастырские стены, им на головы полетели камни, посыпались стрелы, полилась расплавленная смола. Однако силы защитников монастыря и захватчиков были неравными…
Легенда гласит, что монголы сожгли монастырь вместе с деревянной церковью, в которой укрылись защитники. Пьяные захватчики, отведав монастырской медовухи, бесновались, победными криками приветствовали все разрастающийся пожар. Но каково же было их удивление, когда через некоторое время на пепелище они не нашли останков укрывшихся в церкви монахов. Оказалось, что те ушли через подземный ход. И многие старожилы села рассказывали, что такой ход на самом деле существовал до начала 60-х годов прошлого столетия.
А спасшиеся монахи хорошо запомнили монгольское «киль иди» («кибиль ди»), переиначив его на русский лад – «кибельдень». И возродившееся на крутом берегу Нерли селение якобы стало называться Кибельдань – Кибергань — Кибергино.
По второй легенде, князь Юрий Долгорукий, живший в XII веке, справлялся по реке Нерль. Приметив высокий холм, он приказал обосновать на нем монастырь, который еще стал бы и неприступной крепостью.
Еще одну версию, относящуюся к эпохе вторжения на Русь монгольских захватчиков, можно прочитать в рассказе «Сторона лесная», автором которого является наш земляк Дмитрий Васильевич Сахаров.
«Горел Суздаль – звонили все сорок колоколен суздальских. От дыма солнце погасло над суздальской землей. Впотьмах бежали суздальцы по ростовской дороге. На левом берегу Нерли в лесных трущобах пустынька ютилась. Пустынские монахи – афонские, как померкло солнце красное, взяли свечи воску ярого, да пошли к кленовой лестнице к колокольне дуборубленной», — рассказывает герой произведения дед Филат.
Преследуемые отрядами хана Батыя, суздальцы переправились на левый берег Нерли близ нынешней деревни Шатры и укрылись на лесных берегах. Сделать им это помогли монахи, которые вышли к реке с горящими свечами в руках. Ориентируясь на свет от свечей, беженцы переправились через полноводную тогда реку. «Забоялся хан лесу темного. Скликал войско на том берегу, да разбил шатры парчевые. Стали бражничать, пить да добычу делить».
Если верить рассказу деда Филата, то монголы «…умчались от лесу в ополье, шатры оставили. А наши – суздальские – плотов навязали, переправились на тот берег. Монахов переправили с крестами, иконами, молебен отпели, три креста в землю врыли на ростовской дороге, откуда повернуло в ополье ханово войско. Теперь тут деревня Кресты, а подальше деревня Шатры стоит».
Известно, что деревни Шатры и Кресты на самом деле существуют и находятся на берегу Нерли всего в пяти километрах от села Кибергино. Если верить этой версии, то получается, что спасти суздальцев могли именно монахи Предтеченского монастыря.
Впрочем, известный краевед Сергей Кузьмин приводит еще одну из версий названия села Кибергино: «Жил некогда удалой, славный и богатый купец Кибергин. Имя его гремело до самой Москвы. А какие ярмарки были при том купце возле церкви в Иванов день! И по реке Нерли купцы приплывали, и по ростовской дороге съезжались. И чего только на тех ярмарках не было. Большие деньги жаловал Кибергин сельской общине. Да вот однажды не доплыл купец с богатым товаром. Как ни был ловок, увертлив и осторожен, да все равно сгубили его лихие люди. Ограбили его, убили, а тело с пудовым камнем на шее в омут бросили. С тех давних пор и пошла в округе нехорошая слава о том омуте. Был ли на самом деле в истории села данный персонаж, или не был – нам, увы, не ведомо. Но то, что ярмарка в селе Кибергино исстари собиралась на Иванов день – это точно».

С большим трудом удалось сделать копию шпиля, но нужно было его еще установить на большой высоте.Устанавливали его с помощью вертолета: на нем шпиль был поднят на высоту, а отец Герман с дьяконом, отцом Гавриилом, находясь на вершине колокольни, должны были раскачивающееся от лопастей вертолета основание шпиля поймать и установить на колокольню. Это происходило при огромном стечении народа. Люди с замиранием сердца наблюдали за этой опасной работой.

Впрочем, не отрицая в наших краях топонимов, связанных с периодом монгольского нашествия, он же отмечает, что в основе названия села Кибергино находится корень угро-финской языковой группы. Финны (меря, чудь, весь, мурома и другие) начали осваивать нашу территорию задолго до прихода сюда славянских племен. И освоение это шло преимущественно по берегам водоемов.
С языка меря «Кибергино» в буквальном переводе означает «каменистое место», «каменистый берег». И действительно, эта округа издавна славилась огромным количеством булыжников, так называемых диких камней, до сих пор разбросанных в большом количестве по окрестным полям и лесам. Здесь можно добавить, что вплоть до 1917 года булыжники определенного размера собирались местными крестьянами и сдавались за установленное вознаграждение. Затем эти булыжники отправлялись на мощение улиц Иваново-Вознесенска, Владимира и даже Москвы и Санкт-Петербурга.
Повторим, время возникновения Предтеченского мужского монастыря нам доподлинно неизвестно. В нем были две церкви: во имя Святой Живоначальной Троицы и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В XVII столетии монастырь имел 53 двора крестьян и в городе Суздаль в кремле свое подворье, которым по упразднении его владел Архангельский монастырь, что в городе Юрьев-Польский. В 1652 году Предтеченский монастырь был приписан к Сторожевскому пр. Саввы монастырю города Звенигорода. В 1764 году он был упразднен.
Сегодня в центре села у самой дороги, на высоком и крутом берегу реки Нерль возвышается каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он был пристроен в 1765 году. Первоначально имел довольно приземистую объемно-пространственную композицию.
В первой половине XIX века с запада к храму была пристроена трёхъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Чуть позже, к середине XIX столетия, храм обрел с юга и севера два придела с прямоугольными апсидами, почти полностью заслонившими собой четверик.
В 30-е годы двадцатого столетия храм в селе Кибергино был разорен. Там был устроен склад – зернохранилище и склад минеральных удобрений.
В 1988 году православная церковь отмечала тысячелетие крещения Руси. В эти годы гонения на церковь ослабли, и отец Герман, настоятель храма в селе Стебачево, попросил районные власти передать этот храм верующим. Разрешение было получено, началось восстановление храма. Сначала нужно было вынести горы мусора, оставшегося от склада. По его призыву жители села пришли на уборку. Каждый день приходило около ста человек. Но мало было навести порядок, храм нуждался в капитальном ремонте.
Восстанавливали храм постепенно. Сначала внутри стены просто побелили. С трудом находили церковную утварь. В 1990 году владыка Амвросий освятил храм Иоанна Крестителя и в храме начались церковные службы.
По воспоминаниям местных жителей, самым сложным было поставить шпиль, снесенный в 30-е годы. Колокольню обнесли строительными лесами.
В 1990 году был освящен центральный престол в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1991 году — освящены приделы Боголюбской иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца. В 2003 году — придел Святых Царственных мучеников, а ещё через год — придел княгини Елисаветы и инокини Варвары.
Нашелся мастер – резчик по дереву в поселке Липовая Роща, который украсил храм позолоченным резным деревом. И сейчас этот храм является одной из визитных карточек Тейковского района, поражая прихожан и туристов великолепием своего внутреннего убранства и архитектурных форм.

Сергей Шивков

Последние новости

Прием граждан прокурором Ивановской области

Андрей Жугин проведет личный прием в Верхнем Ландехе 26 ноября.

Личный прием граждан по вопросам исполнительного производства

Прокурор области и руководитель УФССП проведут консультации для жителей.

Праздничный концерт в Иваново, посвященный Дню матери

В Иваново прошел концерт для многодетных семей в честь Дня матери.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Михайловке

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *